Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

48. Понятие нейтрализации фонем. Гиперфонема.




48. Понятие нейтрализации фонем. Гиперфонема.

позиция Члены чередования Примеры
Под ударением [о] [а] [сом] [сам]
В первом предударном [а] [а] [самА] [самА]

Под ударением – разные звуик, в безударном слоге – одинаковые. Две фонемы совпали, т. е. в определенной позиции представлены одним и тем же звуком. Это – нейтрализация фонем < а> и < о>.

Нейтрализацией назвается неразличение нескольких фонем в определенной позиции. Могут совпадать не две фонемы, а большее их число. В позициях нейтрализации происходит ослабление различительной силы фонем.

В позиции нейтрализации фонема представлена своим вариантом, в сильной позиции – своей основной разновидностью.

Гиперфонема – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции. Функциональная единица, представленная в конкретной морфеме 1 звком или рядом позиционных чередований звуков.

это архифонема (или слабая фонема) или часть ряда входящих в нее звуков, не проводимая в данных морфемах однозначно к одной из нейтрализованных фонем.

Фонема (МФШ)-это минимальная линейная единица языка, служащая для смыслоразличения и смыслоотождествления и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков. В различных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Звуки, реализующий одну и ту же фонему, может быть сколь угодно разными и даже представлять разные звукотипы. Одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку и слабой по другому. Ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленные только в слабых позициях, назыв гиперфонемой. Гл [а] в сл собака реализует гаперфонему {о/а}. Итак, в теории Мфш одна и та же фонема может быть реализована разными звуками ( и разными звукотипами), а один и тот же звук(звукотип) может представлять разные фонемы.

Любой звук или подкласс зв, которые находятся в отношениях дистрибуции с другим звуком или подклассом зыков так, что вместе они образуют одну фонему, назыв аллофоном этой фонемы.

49. Силлабическая структура русского слова. Основные теории слогоделения.

Слог – одна из важных единиц языкового строя языка, минимальная произносительная единица.

Звуки, входящие в один слог, характеризуются максимальной слитностью, взаимосвязанностью в произнесении.

Слоги состоят из одного или нескольких звуков. 1 звук – слоговой(слогообразующий), остальные – неслоговые (не слогообразующие)

Экспираторная теория(Стетсен)

Слог – звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

«Дом» - 1 колебание пламени свечи

Теория мускульного напряжения (Щерба)

Слог – звук или сочетание звуков, образующийся один мускульным напряжением.

Минус теории в том, что можно определить границы слогов с определенной точностью только в экспериментальных условиях.

Сонорная теория слога (Аванесов)

По акустическим критериям.

Слог – волна сонорности/звучности. Слоговая граница проходит рядом со слогом наименьшей звучности – слышимость звука на расстоянии.

4 степени звучности:

4. гласные

3. сонорные согласные

2. звонкие согласные

1. глухие согласные

Сколько пиков – столько слогов. Слоговые звуки образуют вершину слога.

Слогоразделение – расчлененность слов на слоги, объективно существующих в языке и так или иначе выражающихся в нем.

Слогоделение – лингвистическая процедура определения границ между слогами слова + распределение звуков по слогам.

Строение слога подчиняется закону восходящей звучности, закону открытого слога: звуки в слоге расположены от наименьшей звучности к наибольшей звучности по принципу восходящей звучности.

Особенности слогоразделения:

1. сочетание шумных мужде гласными относится к следующему слогу(ка-сса)

2. сочетание шумных с сонорными ток же отходит к следующему слогу (са-бля)

3. сочетание сонорных между гласными так же относится к последующему слогу(ка-рман)

4. при сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит между членами сочетания (кар-та, пол-ка)

5. при сочетании [j] с последующим шумным/сонорным согласным – слогораздел проходит между сочетанием

50. Интонация как единица фонетического уровня языка.

Повышения тона вверх/вниз называются интонацией. В русском языке можно выделить 6 интонационных конструкций. Каждая ИК имеет центр – слог, на который падает основное ударение. Прицентровое/постцентровое.

Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Основными различительными признаками ИК является направление движения тона в центре и уровень тона в постцентровой части.

ИК 1. - \ _

тон постцентровой части ниже среднего. ИК 1 встречается при выражении завершенности в повествовательных предложениях. («Поздняя осень. Грачи улетели. /Лес обнажился. Поля опустели»)

ИК 2. - - _

Звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части. На следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего. ИК 2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением/волеизъявлением. («Куда ты идешь, Сережа? Там опасно»)

Понижение происходит после 1 слога, следующего за ударным. ИК 2 и ИК 1 один и тот же мелодический контур. От среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже среднего. Различие в этих интонационных конструкциях в месте падения тона у ИК 1 – в центре, у ИК 2 – на следующий после центра слоге.

ИК 3. - / _

Резко восходящие движения тона в то время, как тон постццентровой части ниже среднего тона. ИК 3 характерно ля выражения незавершенности речи. Обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова («Анна пьет сок? »)

При отсутствии постцентровой части в некоторых случаях наблюдается восходящее/нисходящее движение тона.

ИК 4. - \ ¯

На звуках центра – нисходящее движение тона. тон постцентровой части выше среднего. Обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом «а», в вопросах с оттенком требования («А Наташа? »)

Повышение тона в постцентровой части может происходить на 1 заударном слоге, на последнем.

ИК 5. - / ¯ | _

Имеет два центра. На звуках 1го центра восходящее движение тона. На звуках второго центра, на следующем за ним слоге – нисходящее. Тон между центрами выше среднего тона. Обычно встречается при выражении высокой степени признака, действия, состояния («Какой у нее голос! »)

ИК5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом («Куда ты идешь? »)

ИК 6. _/¯

На звуках центра восходящее движение тона. Тон постцентровой части выше среднего.

Обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака действия, состояния («Какой вкусный кекс»)

Общий уровень тона, фонетической синтагмы или фразы может сдвигаться вверх/вниз.

· средний регистр тона (большинство речевых тактов)

· верхний регистр (при переспросах)

· нижний регистр (вводные слова, предложения)

Характер интонации определяется и интервалом повышения/понижения тона. Расстояние между нижним и верхним уровнем от начала до конца изменения тона – интервал.

Тембровые средства интонации: разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок.

Степень длительности и громкости центра ИК зависит от нейтральности или эмоциональности произнесения фразы.

Функции интонации:

· членит речевой поток на отдельные отрезки (синтагмы и фразы)

· при отсутствии пауз между синтагмами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в синтагмы.

· различает предложения разных типов. Отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания. Передает разнообразные оттенки эмоций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...