11. Влияние согласных на качество соседних гласных в русском языке.
11. Влияние согласных на качество соседних гласных в русском языке. Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказывают мягкие. Изменение комбинаторное – выражается в процессе аккомодации. С фонетической точки зрения аккомодация – приспособление для всех языков, но специфичное для каждого. Согласные, стоящие рядом с гласными звуками влияют на их качество – происходит т. н. процесс аккомодации – мягкие согласные смягчают гласные. Это может происходить в разной степени, в зависимости от того, рядом с чем стоит гласный. «мал – мял – даль – дрянь» «жест – жесть – сел – семь» 12. Связь русского ударения с реализацией гласных фонем. Словесное ударение - выделение одного из слогов слова. Мб. 1)силой произношения (силовое) 2)движением голосовых связок(тональное) 3)долготой произношения (количественное) Русское ударение – свободное ударение. Ударение, закрепленное за слогами – фиксированное ударение. Подвижное ударение – словоизменительная подвижность. В русском языке три основные акцентные парадигмы: 1) иностранные слова – ударение на корень 2) постоянное ударение на окончание 3) формоизменительное ударение Фонетические особенности: -словесное ударение функционирует в пределах такта. Ударение – выделение фонетическими средствами одного слога на фоне остальных 1) усиление артикуляции, увеличение напряженности (динамическое, силовое, эксператорное ударение) 2) увеличение длительности, долготы звучания (долготное, квантитативное, количественное ударение) 3) изменение тона гласного (тоническое, музыкальное ударение) 4) изменение тембра звучания (качественное ударение)
Ударный слог произносится более напряженно, длительно, с особым тембром, с большей силой выдоха. В безударных слогах гласные редуцированы, а гласные ударного – гласные полного образования. Русское ударение – количественно-динамическое или качественно-количественное. 13. Фонетическая сущность редукции гласных в безударных слогах. Редукция - фонетический закон, согласно которому гласный звук в безударном положении произносится неясно. Положение гласного в ударном слоге - сильная позиция. В РЛЯ принято различать две позиции по степени редукции: 1)первый предударный, абсолютное начало; 2)все остальные предыдущие и все заударные. 1) количественная – потеря в долготе и силе, но сохранение характерного тембра. В русском языке такое редукции подвергается звук [у]. Сопровождается позиционной меной параллельных чередований, при которой гласн. противопоставлен сильной позиции. 2) качественная – потеря и в долготе, и в силе, и в тембре; соотносительная сила редуцированных безударных слогов в разных языках неодинакова (например сравнить русский -1231 и английский – 2131 языки). Качеств. подверг гласные ср и нижн подъема. Редукция гласных в русском языке имеет смешанный количество-качественный характер. После твердых согласных э, о и частично ы в безударных слогах редуцируются до (ы/э), (Ъ), а после мягких (э), (о), (а), (и) редуцируются до (и/е), (ь). Гласный (у) подвержен в основном количественной редукции. В ряде случаев редукции могут подвергаться целые слова, слоги, предложения. (сейчас - щаз)
14. Формула Потебни и ритмика русского слова. А. А. Потебня – статья о звуковых особенностях русских наречий – говорил о количественной редукции. Формула Потебни (Богородский, Карцевский)– «1231» - отражение тонической силы ударных и безударных слогов, где 3 – ударный, 2- первый предударный.
Формула Потебни может рассматриваться и так (с учетом абсолютного начала слова и абсолютного конца): «2 1 2 3 1». С ее помощью можно описать особенности ритмической организации любого фонетического слова РЯ. 3 – ударный гласный звук 2 – начало слова, 1й предударный/ гласный звук в 1м предударном слоге, в начальном неприкрытом, гласный звук конечного безударного открытого 1 – постударный/гласные звуки во всех других безударных слогах Из формулы следует, что во всяком фонетическом слове в РЯ только 1 ударный слог, а предударная и заударная части фонетического слова не симметричны: 1 предударный слог в слове слабее ударного, но сильнее всех остальных. 15. Редукция гласных после мягких и твердых согласных.
- [у] – не редуцируется - аканье – неразличение звуков гласных фонем «а» и «о» в безударном положении, явление нормативного литературного языка - гласные первой степени редукции после твердых согласных – «ъ» Гласные после мягких согласных: - [у] – не редуцируется, но в абсолютном начале слова - «и» неслоговое - иканье – неразличение фонем «а», «о», «е», «и» - после мягких согласных. - гласные первой степени редукции после мягких согласных – «ь» + редукция гласных в безударных флексиях 16. Фонетические и функциональные особенности русского ударения. Слово может состоять из 1 или нескольких слогов, один ударный, остальные безударные. Словесное ударение – выделение одного из слогов слова. Ударение может быть: · силой произношения · движением голосовых связок · долготой произношения В зависимости от этого выделяют: · словесное ударение · тональное ударение(музыкальное) - ударный слог выделяется высотой тона от всех других слов(кит, японск) · количественное – большая произносительность ударного слова По месту в слове ударение может быть связанным (фиксированным) и свободным(подвижным). Слова, не имеющие ударения – клитики.
Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает – проклитик (односложные предлоги, союзы, нек. частицы) Безударное слово, стоящее после – эклитик (односложные частицы). Некоторые односложные союзы и частицы и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитиком (нА спину). Важно различать относительные и абсолютные клитики. Абсолютные, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове (досада – до сада, насилу – на силу) Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слогу, характеризуются иным произношением отдельных звуков, чем внутри одного лексического слова: обычно это отсутствие качеств редукции в тех позициях, где она закономерна внутри одного лексического слова. Таковы некоторые союзы (но, то-то), местоимения (те, он), некоторые непервообразные предлоги (вдоль улиц, вне, сверх) Кроме клитик есть слова со слабым ударением. Ударный гласный в этих словах характеризуется силой и долготой по сравнению с обычным ударным гласным. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы так же выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слоге речевого такта, фразовое – на последнем слоге фразы. Выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого ударения – смысловое (логическое). Оно сильнее тактового и фразеологического, может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумевающимся противопоставлением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|