Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Консонантные/неконсонантные




2. Консонантные/неконсонантные

У консонантных звуков сравнительно небольшая сила, у неконсонантных – значительно большая. Разная слышимость звуков говорит об их разной силе. Все гласные – неконсонантные, все согласные - консонантные

3. высокие/низкие

Если форманты имеют сравнительно много герц, то звук высокий, если сравнительно немного – низкий.

Гласные:

Переднего ряда Среднего и заднего ряда
высокие низкие

Согласные:

губные зубные Передне и средненебные Задненебные
низкие

высокие

низкие

 

4. компактные/диффузные

Компактные звуки – те, у которых форманты сравнительно недалеко отстоят друг от друга и от центра речевого спектра. Диффузные не обладают этим качеством. Их форманты разбросаны друг от друга.

Согласные:

губные зубные Небные

диффузные

компактные

Гласные:

Верхнего подъема Среднего и нижнего подъема
диффузные компактные

 

5. диезные/недиезные

Мягкие согласные – диезные, твердые – недиезные.

Гласные, которые произносятся между мягкими согласными – диезные, которые произносятся между твердыми согласными, - недиезные.

6. бемольные/небемольные

Огубленные гласные – бемольные, неогубленные – небемольные. То же с согласными.

7. прерванные/непрерваные

Прерванные звуки – те, у которых начало характеризуется большим расходом энергии, который затем не возрастает. Непрерывные звуки – те, у которых расход энергии вначале сравнительно невелик, но поступенно возрастает.

Прерванные – все смычные согласные. Непрерывные – все щелевые и все гласные.

8. резкие/нерезкие

Резкие звуки – те, у которых расход энергии на их протяжении резко неоднороден.

Резкие – аффрикаты (слитные согласные) и дрожание согласные. Все остальные – нерезкие.

9. звонкие/глухие

37. Универсальная акустическая классификация звуков. Признаки «высокий-низкий», «диффузный-компактный», «прерванный-непрерывный».

Каждый звук имеет свою высоту, силу, тембр. Высота звука определяется частотой колебаний воздушных частиц.

Сила звука определяется амплитудой колебания воздушных частиц. Если отклонение от среднего положения большое – звук громкий, если небольшое – негромкий.

Тембр звука создается сочетанием разных колебаний, каждое из которых имеет свою частоту и силу.

1. Вокальные/ невокальные

Все гласные и сонорные согласные – вокальные. Шумные согласные – невокальные.

2. Консонантные/неконсонантные

У консонантных звуков сравнительно небольшая сила, у неконсонантных – значительно большая. Разная слышимость звуков говорит об их разной силе. Все гласные – неконсонантные, все согласные - консонантные

3. высокие/низкие

Если форманты имеют сравнительно много герц, то звук высокий, если сравнительно немного – низкий.

Гласные:

Переднего ряда Среднего и заднего ряда
высокие низкие

Согласные:

губные зубные Передне и средненебные Задненебные
низкие

высокие

низкие

 

4. компактные/диффузные

Компактные звуки – те, у которых форманты сравнительно недалеко отстоят друг от друга и от центра речевого спектра. Диффузные не обладают этим качеством. Их форманты разбросаны друг от друга.

Согласные:

губные зубные Небные

диффузные

компактные

Гласные:

Верхнего подъема Среднего и нижнего подъема
диффузные компактные

 

5. диезные/недиезные

Мягкие согласные – диезные, твердые – недиезные.

Гласные, которые произносятся между мягкими согласными – диезные, которые произносятся между твердыми согласными, - недиезные.

6. бемольные/небемольные

Огубленные гласные – бемольные, неогубленные – небемольные. То же с согласными.

7. прерванные/непрерваные

Прерванные звуки – те, у которых начало характеризуется большим расходом энергии, который затем не возрастает. Непрерывные звуки – те, у которых расход энергии вначале сравнительно невелик, но поступенно возрастает.

Прерванные – все смычные согласные. Непрерывные – все щелевые и все гласные.

8. резкие/нерезкие

Резкие звуки – те, у которых расход энергии на их протяжении резко неоднороден.

Резкие – аффрикаты (слитные согласные) и дрожание согласные. Все остальные – нерезкие.

9. звонкие/глухие

38. Акустические признаки, обусловленные объемом резонатора.

39. История становления фонологии как науки.

Фонология изучает звуки как абстрактную единицу.

И. А. Бодуэн де Куртенэ - первым употребил термин «фонема». Основал петербуржскую лингвистическую школу.

1. Бодуэн де Куртенэ. Ф. де Соссюр. 70е 19 века.

2. Щерба. Различие фонемы от звука. 1879-1916

3. Трубецкой. 1916 – 1939.

4. Учения ЛФШ и МФШ.

Фонема – обобщение дивергентов

Дивергенты – видоизменения одного и того же звука, обусловленные действующими звуковыми законами.

Коррелятивы – это различные звуки на данном этапе развития языка, но имеющие одинаковое происхождение.

Пример: Бегу – бежишь

Морфонология – наука о функционировании и видоизменении морфем.

Корреспонденты – однородные по происхождению звуки, сопоставленные в области нескольких родственных языков.

Пример: pater – father

Московская школа:

Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. К школе принадлежали также П. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие учёные. Воззрения школы изложены, в частности, в книге Р. И. Аванесова и В. Н. Сидорова «Очерк грамматики русского литературного языка (часть I: фонетика и морфология)», увидевшей свет в Москве в 1945 году. Сам же Аванесов со временем разработал собственную фонологическую концепцию, изложенную им в книге «Фонетика современного русского литературного языка», вышедшей в 1956 году.

Ленинградская школа:

представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные). Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...