2. Консонантные/неконсонантные
2. Консонантные/неконсонантные У консонантных звуков сравнительно небольшая сила, у неконсонантных – значительно большая. Разная слышимость звуков говорит об их разной силе. Все гласные – неконсонантные, все согласные - консонантные 3. высокие/низкие Если форманты имеют сравнительно много герц, то звук высокий, если сравнительно немного – низкий. Гласные:
Согласные:
4. компактные/диффузные Компактные звуки – те, у которых форманты сравнительно недалеко отстоят друг от друга и от центра речевого спектра. Диффузные не обладают этим качеством. Их форманты разбросаны друг от друга. Согласные:
Гласные:
5. диезные/недиезные Мягкие согласные – диезные, твердые – недиезные. Гласные, которые произносятся между мягкими согласными – диезные, которые произносятся между твердыми согласными, - недиезные. 6. бемольные/небемольные Огубленные гласные – бемольные, неогубленные – небемольные. То же с согласными. 7. прерванные/непрерваные Прерванные звуки – те, у которых начало характеризуется большим расходом энергии, который затем не возрастает. Непрерывные звуки – те, у которых расход энергии вначале сравнительно невелик, но поступенно возрастает. Прерванные – все смычные согласные. Непрерывные – все щелевые и все гласные. 8. резкие/нерезкие Резкие звуки – те, у которых расход энергии на их протяжении резко неоднороден.
Резкие – аффрикаты (слитные согласные) и дрожание согласные. Все остальные – нерезкие. 9. звонкие/глухие 37. Универсальная акустическая классификация звуков. Признаки «высокий-низкий», «диффузный-компактный», «прерванный-непрерывный». Каждый звук имеет свою высоту, силу, тембр. Высота звука определяется частотой колебаний воздушных частиц. Сила звука определяется амплитудой колебания воздушных частиц. Если отклонение от среднего положения большое – звук громкий, если небольшое – негромкий. Тембр звука создается сочетанием разных колебаний, каждое из которых имеет свою частоту и силу. 1. Вокальные/ невокальные Все гласные и сонорные согласные – вокальные. Шумные согласные – невокальные. 2. Консонантные/неконсонантные У консонантных звуков сравнительно небольшая сила, у неконсонантных – значительно большая. Разная слышимость звуков говорит об их разной силе. Все гласные – неконсонантные, все согласные - консонантные 3. высокие/низкие Если форманты имеют сравнительно много герц, то звук высокий, если сравнительно немного – низкий. Гласные:
Согласные:
4. компактные/диффузные Компактные звуки – те, у которых форманты сравнительно недалеко отстоят друг от друга и от центра речевого спектра. Диффузные не обладают этим качеством. Их форманты разбросаны друг от друга. Согласные:
Гласные:
5. диезные/недиезные Мягкие согласные – диезные, твердые – недиезные. Гласные, которые произносятся между мягкими согласными – диезные, которые произносятся между твердыми согласными, - недиезные.
6. бемольные/небемольные Огубленные гласные – бемольные, неогубленные – небемольные. То же с согласными. 7. прерванные/непрерваные Прерванные звуки – те, у которых начало характеризуется большим расходом энергии, который затем не возрастает. Непрерывные звуки – те, у которых расход энергии вначале сравнительно невелик, но поступенно возрастает. Прерванные – все смычные согласные. Непрерывные – все щелевые и все гласные. 8. резкие/нерезкие Резкие звуки – те, у которых расход энергии на их протяжении резко неоднороден. Резкие – аффрикаты (слитные согласные) и дрожание согласные. Все остальные – нерезкие. 9. звонкие/глухие 38. Акустические признаки, обусловленные объемом резонатора. 39. История становления фонологии как науки. Фонология изучает звуки как абстрактную единицу. И. А. Бодуэн де Куртенэ - первым употребил термин «фонема». Основал петербуржскую лингвистическую школу. 1. Бодуэн де Куртенэ. Ф. де Соссюр. 70е 19 века. 2. Щерба. Различие фонемы от звука. 1879-1916 3. Трубецкой. 1916 – 1939. 4. Учения ЛФШ и МФШ. Фонема – обобщение дивергентов Дивергенты – видоизменения одного и того же звука, обусловленные действующими звуковыми законами. Коррелятивы – это различные звуки на данном этапе развития языка, но имеющие одинаковое происхождение. Пример: Бегу – бежишь Морфонология – наука о функционировании и видоизменении морфем. Корреспонденты – однородные по происхождению звуки, сопоставленные в области нескольких родственных языков. Пример: pater – father Московская школа: Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. К школе принадлежали также П. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие учёные. Воззрения школы изложены, в частности, в книге Р. И. Аванесова и В. Н. Сидорова «Очерк грамматики русского литературного языка (часть I: фонетика и морфология)», увидевшей свет в Москве в 1945 году. Сам же Аванесов со временем разработал собственную фонологическую концепцию, изложенную им в книге «Фонетика современного русского литературного языка», вышедшей в 1956 году.
Ленинградская школа: представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные). Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|