Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

28. Характеристика русских согласных по признаку работы голосовых связок.




28. Характеристика русских согласных по признаку работы голосовых связок.

- русские шумные звонкие согласные полнозвучные;

Согласные:

Сонорные (тон+шум): м, н, л, р, j – и мягкие эквиваленты

Шумные:

Шумные глухие (шум+голос)- менее напряженная артикуляция

Шумные звонкие (шум) – более напряженные.

29. Комбинаторные изменения звуков в потоке речи.

30. Фонетические процессы. Аккомодация.

Аккомодация – (приспособление) закон влияния согласных на артикуляцию гласных. Такой фонетический закон, согласно которому гласные непереднего ряда становятся более передними, гласные переднего ряда, в позициях перед мягким согласным – более напряженными (поднимается вверх).

Аккомодации возникают между разнородными. Возникают между согласными и гласными, стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего (прогрессивная), или если рекурсия предыдущего приспосабливается к экскурсии последующего (регрессивная). Скользящие переходные звуки – глайды (вуольа)

Ударный гласный может занимать одну из 6 позиций по отношению к согласному. Обычно эти позиции записываются формулами, в которых [t] – любой согласный, [a] – любой гласный.

Гласные сочетаются с согласными в следующих позициях:

I. гласный-согласный at   атом [а] []

II. at’ ария[а´ ] – большее продвижение в рекурсии

 III. tat, ta         пар, та [а]

 IV. tat’             дань [а´ ]

V. t’at, t’a       ряд [`а]

 VI. t’at’            мять [`а`]

Аккомодации могут подвергаться и безударные гласные, однако последующие согласные практически не влияют на качество гласного, его изменение снимается редукцией.

1) гласный перед твердой at

2) гласный после твердого ta

3) гласный после мягкого t’a

После мягкого согласного У становится более продвинутой в слабой позиции. После твердого согласного – в слабой позиции Ы.

31. Фонетические процессы. Ассимиляция.

Ассимиляция – (уподобление) происходит между звуками того же рода и поэтому два звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми. Основана на почве приспособления предшествующего звука и экскурсии последующего.

Различают:

· полную(если звуки становятся одинаковыми во всех отношениях - шить)/неполную (звуки уподобляются по одному признаку – вмеСТе – по твердости/мягкости)

· прогрессивную(преобладаение 1 звука, если предыдущий влияет на последующий)/регрессивную( преобладание двух звуков, если последующий влияет на предыдущий)

· контактная(ассимилируются рядом стоящие звуки)/дистактная (ассимилируются звуки, разделенные другими звуками).

32. Фонетические процессы. Диссимиляция, диэреза, эпентеза, метатеза.

Диссимиляции (расподобления) – возникают между звуками одного типа. Основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых или подобных звуков получаются 2 различных или менее подобных звука.

Для гласных: контактные/дистактные; регрессивная/прогрессивная

для согласных: по месту и способу

Для гласных: по подъему

1. Диэрезы – выкидки. Ассимилятивная основа. [бываjот] – [быва: т]

2. эпентезы – вставки. Диссимилятивная основа знаменосец-знаменоНОсец

3. протезы – надставки. Особая разновидность эпентез, приставляются к началу слова

4. метатезы – перестановки. Когда слово переходит из одного языка в другой.

a. в заимствованных словах: тарелка-телерка (польск. )

b. при переходе в диалекты: ведьмедь (медведь)

c. в детский язык при усвоении речи взрослых (ласатка – лошадка)

33. Позиционные изменения звуков в потоке речи.

Позиционные изменения – возникают в результате действия какой-либо позиции в слове.

Позиционные чередования согласных: звонкие-глухие, мягкие-твёрдые. По месту образования – " с" в " ж" (с жёлтой), с нулём звука (пост – постный)

Позиционные чередования гласных: и-ы (икра – с икрой), о-а (вод – вода), э-и (лес-леса), а-и (тянет, тянуть), о-и (нёс-несу), о-е(жёны-жена), э-и (цены-цена).

34. Объективные акустические свойства звуков и их субъективные корреляты.

При изучении речевых звуков необходимо описывать их объективные характеристики и субъективные свойства, то есть соответствующие ощущения, возникающие при их восприятии человеком.

К числу объективных характеристик звуков относятся частота, интенсивность, спектр и длительность; к числу субъективных свойств – соответственно высота, громкость, тембр и долгота.

Частота колебаний (высота)

40 – 1700 Гц - может воспроизвести человек

16 Гц – 20 кГц - может воспринять человек

35. Роль резонаторов при образовании звуков речи.

36. Универсальная акустическая классификация звуков. Признаки «вокальный-невокальный», «консонантные-неконсонантный», «высокий-низкий».

Каждый звук имеет свою высоту, силу, тембр. Высота звука определяется частотой колебаний воздушных частиц.

Сила звука определяется амплитудой колебания воздушных частиц. Если отклонение от среднего положения большое – звук громкий, если небольшое – негромкий.

Тембр звука создается сочетанием разных колебаний, каждое из которых имеет свою частоту и силу.

1. Вокальные/ невокальные

Все гласные и сонорные согласные – вокальные. Шумные согласные – невокальные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...