Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое новообразование – это




- во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

- во-вторых, новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка на следующем возрастном периоде. (Выготский Л. С., 1984)

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» (Выготский Л. С., 1984, с. 254). Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Значимость понятия «психологическое новообразование» состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов.  

   Таким образом к основным понятиям процесса психического развития относятся:

- социальная ситуация развития,

- ведущая деятельность,

- периоды кризисного и стабильного развития ребенка,

- психологические новообразования.

В настоящее время в отечественной науке значительно возрос интерес к развитию психической сферы школьников.

В медицинской литературе и в медицинской практике широко употребляется термин «психическое здоровье», который был введен ВОЗ в 1979 году. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, условиями общения с другими детьми и соответствующими условиями обучения. Особое внимание эксперты ВОЗ обращают на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.

А. Маслоу писал о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию». А. Эллис включил в критерии психического здоровья следующее: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль. Принятие самого себя, ответственность за свои эмоциональные нарушения.

Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п. ).

Определяющую роль в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности отмечает А. И. Захаров. (1982) Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания лишь в том случае, когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения.

Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в своих силах, пониманию им своих собственных способностей; интересов; его отношение к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни таковой и пр.

Большинство описаний того, как проявляется психическое здоровье содержит или подразумевает такое важнейшее свой­ство человека, как стрессоустойчивость, или жизненная стой­кость человека, то есть способность к преодолению стрессо­вых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Оно, в свою очередь, предполагает активность лич­ности, способность её к усилиям, к определенному напряже­нию, побуждающему к действию, сопротивлению трудностям. Стрессовая ситуация не приводит психологически здорового человека к душевному смятению, апатии и бездействию, она за­ставляет его функционировать более интенсивно, с большей самоотдачей, либо делать сознательный выбор в предлагаемых условиях, либо создавать альтернативные условия, исключаю­щие повторение осознанных трудностей.

Еще одно ключевое для описания психологического здо­ровья слово — гармония. Это ни что иное, как баланс между различными частями «Я» человека, между физическим, эмо­циональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектами. Это также гармония между человеком и окружающими людь­ми, между человеком и природой. Гармония не как статичес­кое состояние, а как жизнь в непрерывном развитии, в посто­янном изменении. Таким образом, психологическое здоровье можно выразить через метафору пути. «Каждый человек имеет свой путь, поэтому очень важно определить, какой путь явля­ется твоим, и обязательно идти по нему».

Психологическое здоровье неразрывно связано с духов­ностью человека, его стремлением к постижению смысла соб­ственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности, с поиском и осознанием путей достижения душевного покоя, а также способностью сочетать согласие с самим собой и активную позицию в жизни. Психологическое здоровье взрос­лого человека предполагает осознанную потребность в духов­ном развитии.

Можно провести аналогию между духовностью и самоак­туализацией, которая также является характеристикой психо­логически здоровых людей. По К. Роджерсу и А. Маслоу, врожденная потребность человека в самоактуализации выража­ется в стремлении к самосовершенствованию, реализации сво­их творческих способностей. Самоактуализация не отражает всю полноту духовности, но в некоторых аспектах сходна с ней.

Таким образом, духовность предполагает, с одной сторо­ны, гармоническое взаимодействие с миром, с другой — ори­ентацию человека на постижение смысла жизни, выполнение жизненной задачи, без которых, как нам представляется, невоз­можно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.

На основании представленного анализа мы сформулиро­вали для себя определение психологического здоровья как динамической совокупности психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации инди­вида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...