Из-за того, что ребенок зависит от окружающих, его психологические проблемы необходимо рассматривать с точки зрения отношений, а не с точки зрения его личностного несовершенства.
Нормальное и патологическое развитие детей зависит от разнообразных условий среды и социального окружения. К этим условиям относятся отношения в семье и широкий социальный и культурный контекст. Основными социальными факторами считаются культурные нормы общества и их отражение в отношениях семьи и школы. Положение в школе Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя овладевает содержанием различных форм общественного сознания и умения действовать в соответствии с их требованиями. В процессе овладения ими у ребенка возникает отношение к действительности, сознание, мышление и соответствующие им способности (в частности рефлексия, анализ, планирование), которые являются центральными новообразованиями младшего школьного возраста. В школу приходят разные дети: по характеру, поведению, уровню развития и подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все «на лету», а другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия. И есть такие, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. Эти дети сталкиваются в школе с непосильными для них требованиями. Им часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и детский коллектив. Их поведение может приводить учителей в замешательство. Еще в 1974 году В. А. Сухомлинский писал: «здоровье зависит от того какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов.
Современная школа переживает период поиска. Постоянные разработки новых экспериментальных программ, направленных на развитие способностей ребенка в различных сферах требуют особого внимательного наблюдения за развитием ребенка. Эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. Получая отрицательные оценки, ребенок постепенно осознает свое отставание от других учеников. Эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. Плохие оценки, замечания учителей в адрес незадачливого ученика влияют на отношение к нему одноклассников, они начинают негативно оценивать не только его учебные успехи, но и характер, и даже его внешний вид. Обидное, болезненное чувство несправедливости окружающего мира, собственной ущербности, недостаточности, сниженная самооценка приводят к дополнительным, " вторичным" - но не менее серьезным проблемам. Чувства страха и напряжения, которые часто сопровождают те или иные трудности ребенка, парализуют его познавательную активность, часто приводят к агрессии, направленной на окружающих или на самого себя. Сферу самоутверждения он начинает искать вне школы и дома, в асоциальной среде. Так и формируется замкнутый круг неуспехов, отрицательного отношения к себе и окружающим, приводящий к неврозам, депрессиям, нарушениям поведения, а при длительности подобной ситуации - к искаженному формированию личности. Постоянно повышающиеся требования к содержанию и организации обучения и воспитания приводят к необходимости поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.
Наибольшую остроту в контексте этой проблемы приобретает вопрос об определении условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались и корригировались познавательные возможности школьников. Известно, что в младшем школьном возрасте созревают возможности эмоционально-волевой регуляции деятельности. Результаты совместного исследования по проблеме «школа и психическое здоровье учащихся», предпринятого учеными России, Германии, Венгрии и Чехии (1988) показывают. Что разнообразие эмоций, которые испытывает ребенок, во многом формирует его поведение. На этом фоне облегчается или усложняется учебная деятельность. эмоциональное состояние не только зависит от успешности выполнения задания, но и влияет не его результат. К критериям социально-психологической адаптации следует относить не только эффективность учебной деятельности и успешность социальных контактов, но и эмоциональное благополучие. Анализ нарушений школьной адаптации у учащихся младших классов позволил выявить наиболее характерные психозащитные реакции – активный протест (враждебность), пассивный протест (избегание), тревожность, неуверенность в своих силах. В практике педагогическая оценка редко учитывает эмоциональное отношение ребенка к процессу учебной деятельности, к ее результатам и к себе, как субъекту учебной деятельности, а только фиксирует результат деятельности – ее успех или неуспех. В группе детей, у которых собственная оценка совпадает с положительной педагогической, наблюдается устойчивая склонность к переживанию позитивных эмоций, что способствует поддержанию интереса к учению, быстрому росту умений, формированию знаний и выработке творческого отношения к познанию. Учащиеся, у которых отрицательная педагогическая оценка не совпадает с собственной, испытывают негативные переживания, такая оценка убивает их веру в себя, унижает достоинство. Дети пытаются отгородиться от всего, что у них вызывает неприятные чувства. У них формируется безразличие, нежелание быть оцениваемым, а иногда – отвергающее отношение к самому учителю и процессу учения.
В более старшем возрасте эти поведенческие реакции утрачивают защитный характер, принимая форму клишированных стереотипов поведения, распространяющихся на обучение в целом, отношение к одноклассникам и учителям, а затем – к взрослым вообще. Закрепление реакций протеста становится механизмом патологического формирования личности, т. е. нарушение эмоционального компонента регуляции на разных уровнях определяет развитие личности, стиль ее общения и деятельности. Влияние внешней оценки на формирование отношения к учению для детей с трудностями в обучении особенно существенно. Трудности в учебной деятельности, низкая ее результативность, соответствующее отношение учителя, родителей, одноклассников приводит к тому, что оценка (в том числе и отметка) становятся для детей травмирующим фактором. Даже доступные привычные задания на уроке могут выводить школьника из равновесия, заставлять его нервничать, отказываться от уже начатого действия, уже намеченного решения. При столкновении с трудностями или при отрицательной оценке выполненного задания часто проявляется негативная реакция, дезорганизующая всю последующую деятельность на уроке. Или ребенок демонстрирует безразличие, которое направлено, по сути не на оценку, а на собственное неправильное решение. Поэтому построение прогноза дальнейшего развития ребенка не может проводиться без учета его эмоционально-волевой сферы. Исследования детской психологии акцентируют все больше внимание на роли семейной системы взаимоотношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|