Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Портрет психологически здорового человека




Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым людям. Такие описания можно най­ти, в частности, у представителей гуманистического направле­ния психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др. ). Например, А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:

  • наличие ориентации на реальность;
  • принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
  • спонтанность;
  • центрированность на проблеме, а не на себе;
  • наличие потребности в одиночестве;
  • автономность и независимость;
  • отсутствие склонности к стереотипам в восприятии лю­дей и явлений;
  • духовность;
  • идентификация с человечеством;
  • способность к близким отношениям с людьми;
  • наличие чувства юмора (не используемого, однако, в аг­рессивных целях);
  • высокая креативность;
  • низкая конформность и др.

К. Роджерс, так же как и А. Маслоу, полагал, что люди «в основном стремятся вперед и, при подходящих условиях, полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонст­рируя истинное психическое здоровье» (см. Хьелл Л., Зиглер Д. 1977, с. 534). По его мнению, «полноценное функционирование» человека, т. е. его психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (мы ос­тановимся лишь на тех из них, о которых не упоминал А. Маслоу). Это — открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, от­сутствие тенденции к выработке неадекватных психологичес­ких защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения. Именно открытость к переживаниям и опора на собственные сужде­ния в ситуациях выбора, на наш взгляд, важны для понимания психологического здоровья, поскольку позволяют человеку принять ответственность за свою жизнь прежде всего на са­мого себя.

Отдельные качества складываются в «портрет» психоло­гически здорового человека. Это, прежде всего, человек, при­нимающий себя и окружающих. Значение принятия окру­жающих очевидно для всех, а вот принятие себя самого для многих оказывается проблемой. Однако именно уверенность в себе, доверие к собственным душевным движениям, осозна­ние своей самоценности лежит в основании гармоничных отношений человека с другими людьми. Эта идея отражена еще в евангельской заповеди «возлюби ближнего как само­го себя».                         Действительно, можно ли любить людей, не любя себя самого? Э. Фромм, отвечая на этот вопрос, утверждает, что причина человеческого эгоизма коренится именно в не­достатке любви к себе. Кто недоволен собой, тот находится в постоянной тревоге за себя, и потому при поверхностном взгляде может показаться, что он любит себя до крайности. Однако при более внимательном рассмотрении тревожного внимания человека к самому себе становится явным хрони­ческое глубокое недовольство собой, которое является при­чиной нарушения гармоничного взаимодействия с миром и людьми. Итак, одна из составляющих психологического здо­ровья — это способность к приятию мира, стремление к сча­стью и свободе для себя и для других людей.

Но этим портрет психологически здорового человека не исчерпывается. Дело не в том, что человек не страдает, не гне­вается, не ошибается, не обижает других — нет, это живой че­ловек, разный в своих проявлениях. Он может быть спонтанным и переменчивым, он может печалиться и унывать, он опирается не только на разум и расчет, во многом зависит от чувств и интуиции, но при всем этом такой человек способен брать ответственность за свою жизнь на самого себя. Он умеет извлекать полезный опыт из неблагоприятных ситуаций и собственных ошибок. Он может быть открыт, распахнут по отношению к миру и к людям, но в нужные моменты он способен воспринимать мир как игру, как театр, и обладает хоро­шим ролевым развитием — умеет принимать роли, различные по статусу и содержанию, но не принимает патологических ро­лей, не позволяет манипулировать собой. Эта мысль присут­ствует и в работах Дж. Келли, который особо отмечал важность наличия у человека высокой адаптивности и гибкости, а так­же хорошо развитого репертуара ролей. Последнее замечание нам кажется особо важным для понимания психологического здоровья детей, поскольку именно в детском возрасте осуще­ствляется интенсивное ролевое развитие. Ряд авторов пола­гает, что психическое развитие детей следует рассматривать как ролевое развитие, и неумение ребенка принимать роли, различ­ные по статусу и содержанию, продуцировать новые роли сви­детельствует о нарушении развития личности (см. Бреслав Г. М., 1990).

Таким образом, психологически здоровый человек подви­жен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает не­ким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффек­тивными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.

Любопытно проиллюстрировать связь физического и пси­хологического здоровья на примере исследований, проведен­ных доктором Стивеном П. Джюэттом среди долгожителей. Он исследовал 79 здоровых американцев в возрасте старше 87 лет. Эти старики имели различный жизненный опыт, но отличались высокой приспособляемостью, умением противосто­ять жизненным трудностям, дружелюбием, оптимизмом и хорошим чувством юмора. Они умели радоваться жизни, полу­чать удовольствие от простых вещей. Долгожители даже, как правило, не придерживались какой-либо определенной диеты или образа жизни, не сдерживали своих пристрастий, многие из них всю свою долгую жизнь курили, некоторые любили приложиться к рюмочке. Эти исследования показывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую стано­вится более прочной основой долгой и активной жизни, неже­ли прямая забота о физическом здоровье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...