Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение в семье. Общение со сверстниками




Положение в семье

  Влияние родителей на развитие детей очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками.

  Распадается практически каждый второй из вновь заключенных браков. За этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности. Современная семья стала малодетной, и в полной семье на одного ребенка, как правило, приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно.

       Исследования специалистов различных областей знаний (юристов, медиков, социологов и др. ) убедительно свидетельствуют о низкой правовой, медицинской, психологической культуре родителей и о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях по разъяснению родителям особенностей возрастного развития детей, их индивидуальных особенностях, причинах родительского недовольства детьми. Практика показывает, что многие родители не могут понять причин недовольства собственными детьми, не могут самостоятельно решить возникающие проблемы и хотят получить консультацию специалистов. Конечно, отдельные консультации и мероприятия не в состоянии решить все проблемы, поэтому необходимы комплексные программы по защите ребенка.

  Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение по этой причине свободного времени для общения с детьми приводят к ухудшению физического и психического здоровья самих родителей, повышенной утомляемости, стрессам и раздражительности. Свои состояния родители часто выплескивают на детей (дошкольников и младших школьников), которые не могут понять, почему взрослые сердятся. Дети попадают в ситуации полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сильно сказывается на их психическом здоровье.

Одним из серьезных факторов, провоцирующих жестокость к детям, является пьянство одного или обоих родителей.

Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости современного общества. Ребенок растет и формируется под влиянием родителей и общества в целом. Часто кино, компьютер и телевидение целиком заменяют родителей, а результаты такого воспитания не всегда удается предусмотреть и исправить.

Достаточно высоким является уровень эмоционального отвержения ребенка современными родителями. Родителям, эмоционально отвергающим своего ребенка более свойственен жесткий контроль за его поведением и требование безоговорочного послушания и дисциплины. Ребенок им представляется неприспособленным, неуспешным и подверженным чужому влиянию. Такие родители не помогают ребенку и низко оценивают его интеллектуальные способности.  

На характер взаимоотношений детей и родителей влияет и уровень образования последних. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания, а родители с высоким уровнем образования применяют методы эмоционального отвержения ребенка. Такие методы одинаково вредно сказываются на последующем развитии ребенка.

 Как правило, родители в своих требованиях к ребенку редко учитывают состояние его здоровья, уровень физического и психического развития.

Реализация идеи гуманистического отношения к детям, включающая объединение усилий для оказания реальной помощи семьям направлена на преодоление пассивности общества и создание правовой базы для государственного подхода в решении проблемы их защиты.

Общение со сверстниками

  Когда дети с расстройством поведения подрастают, то большинство их не находит поддержки и дружбы среди своих сверстников, хотя некоторые из них могут стать довольно популярными. Начав ходить в школу, некоторые дети с расстройством поведения становятся хулиганами, и это продолжается в подростковом возрасте и в зрелости.  

Надо отметить, что дети с проблемами поведения все же заводят себе друзей. К сожалению их дружба зачастую основана на взаимной симпатии одинаково антисоциально настроенных подростков   Сочетание раннего проявления антисоциального поведения и связи с другими сверстниками-хулиганами – единственный наиболее сильный показатель проблем поведения в подростковом возрасте. Дружба с антисоциальными сверстниками укрепляется в возрасте 9 – 12 лет и помогает переходу от принуждающего поведения в детстве к подростковым преступлениям, таким как воровство, злоупотребление наркотиками или прогулы школы. В действительности около двух третей всех зафиксированных преступлений молодежи совершаются кампанией из двух или трех сверстников Участие сверстников-хулиганов также способствует автономии в подростковом возрасте и ранней сексуальной активности.  

  «Дружба» между антисоциальными мальчиками как правило, характеризуется неустойчивостью и не приносит им удовлетворения. Когда все же отношения носят положительный характер, они все равно осложнены стремлением одного подростка подчинить себе другого. Антисоциальные дети могут поощрять друг друга за нарушение социальных норм, но редко когда поддерживают социальное поведение друг друга.

Агрессивные дети также не в состоянии полностью переработать информацию в социальных ситуациях. Они недооценивают свою собственную агрессивность и ее негативное влияние на других и переоценивают агрессию, направленную на них самих. В их поведении проявляется склонность к приписыванию враждебности и негативных намерений другим людям, в особенности, когда намерения других им не ясны. Агрессивные дети склонны ценить социальное доминирование и месть, а не дружбу. Им не хватает заботы о других людях и их способы решения социальных проблем неадекватны и неприемлемы для окружающих.

Важно помнить, что многие дети с проблемами поведения живут в очень неблагоприятных условиях. В некоторых случаях их «предубеждение» видеть угрозу и агрессию у других людей является точным отражением их пребывания во враждебном социальном мире, а агрессивный стиль реагирования оказывается адаптивной реакцией на этот мир.

Очевидна тесная взаимосвязь между процессами умственного развития и развития личности, их взаимное влияние друг на друга. Для реализации интеллектуального и личностного потенциала ребенка имеют большое значение и условия воспитания и обучения, и индивидуальные психологические (а иногда и патологические, т. е. обусловленные болезненными отклонениями) черты характера ребенка, темп созревания его когнитивных способностей, его физиологические ресурсы (состояние здоровья, работоспособность и т д. ). Анализ взаимодействия факторов, приводящих к школьной дезадаптации, важен в каждом индивидуальном случае, так как клинический «фасад» состояния часто определяется вторичными нарушениями, имеющими более яркие проявления и социальные последствия. К примеру, замедление созревания регуляторных структур ствола и коры головного мозга, которое мы наблюдаем при состоянии психофизического инфантилизма, может в такой степени отягощаться невротическими и психопатоподобными нарушениями, возникающими у ребенка при неадекватных его уровню развития школьных требованиях, что реальные, физиологически обусловленные учебные трудности как бы уходят на второй план, а на первый план выступают нарушения поведения. Однако нормализовать поведение ребенка, помочь ему адаптироваться к школе без формирования содержательной учебной мотивации и создания ситуации успешного обучения невозможно.

 Для решения организация целостного процесса обучения, необходимо учитывать тот факт, что разнообразные факторы – биологические, социальные, педагогические, – как правило, взаимно связаны и влияют друг на друга, усугубляя негативные тенденции в индивидуальном развитии ребенка.

Чтобы полностью понять проблемы в поведении детей и выработать пути их преодоления и предупреждения нам необходимо хорошо представлять механизмы их нарушений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...