5. Защита здоровья ребенка. Продление домашнего периода дошкольного детства, т.е. максимальная отсрочка определения малыша в детское учреждение.
5. Защита здоровья ребенка Общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений. Обеспечение атмосферы психологического комфорта необходимо начинать с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями. Спокойное, уравновешенное состояние матери, ухаживающей за младенцем . Известно, что между матерью и младенцем существует тесная эмоциональная связь. Если мать нервничает, чем-то расстроена или подавлена, то и ребенок становится капризным и беспокойным, много плачет и плохо спит. Передающийся от матери эмоциональный дискомфорт влияет на его состояние. Как правило, у нервной и тревожной матери вырастает нервный и тревожный ребенок. Это объясняется психологическим дискомфортом, в котором растет малыш, эмоционально зависимый от матери. Продление домашнего периода дошкольного детства, т. е. максимальная отсрочка определения малыша в детское учреждение. Бытует мнение. Что дети до школы обязательно должны ходить в детский сад, чтобы адаптироваться в детском коллективе. Но все дети от природы разные и если ребенок боязлив и не любит шумной компании, то для его неокрепшей нервной системы дошкольное учреждение станет настоящей пыткой. Как показывает практика, ребенок, общительный по природе, без труда входит в детский коллектив, если он готов к школьному обучению. Малообщительным детям детский сад не только не помогает развивать общительность, но и усугубляет их неконтактность из-за полученного в детском саду негативного опыта. Подготовка ребенка к школьному обучению.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – еще один необходимый момент в осуществлении профилактики психосоматических заболеваний. Готовность к школе проявляется в определенном уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер. Главенствующую роль в подготовке ребенка к школе мы отводим его мотивационному развитию, т. к. развитые познавательные и социальные мотивы учения позволяют маленькому школьнику с удовольствием воспринимать новую для него жизнь, в которой он должен исполнять роль ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Готовый к школе ребенок умеет подчиняться правилам, слушать взрослого, выполнять его задания. Таким образом, сразу же уменьшается вероятность возникновения конфликта между ним и учителем, который может вызвать у него состояние психологического дискомфорта. Профилактика подобных состояний должна состоять в определении готовности детей к школьному обучению при приеме в школу и в последующей развивающей работе с теми детьми, которые в ней нуждаются. К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся и такие, как дисгармония семейных отношений, нарушения в сфере детско-родительских отношений. Частые ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение и могут стать источником их психического нездоровья. Заслуживает внимания и изучение неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. (1987) выделяют три типа неправильного воспитания: 1. Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер. 2. Гиперсоциализирующее восприятие – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи». Все перечисленные типы воспитания связаны с проблемой невротизации ребенка. Этого можно избежать, если родители поверят в уникальность своего ребенка и позволят ему быть самим собой, будут чаще демонстрировать ребенку свою любовь, используя ласку, поощрения. Воздействуя на ребенка просьбами, а не наказаниями можно гораздо более эффективно давать ему инструкции. Важно помнить, что путь к пониманию ребенка лежит через игру. Взрослым важно помнить, что под влиянием опыта общения не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. Условием успешности обучения должна быть совместная со взрослым деятельность, внутри которой постепенно от ситуации абсолютного успеха ребенок учится переходить к действиям в ситуации неуспеха. Очень важно отметить, что обучение можно прерывать только на положительной эмоции. Эмоциональная поддержка и психологический комфорт – тоже являются компонентами регулирующими психическое развитие. Конкретным содержанием работы в данном направлении должна быть, как соответствующая организация учебной деятельности, включающая использование разнообразных форм словесной и несловесной поддержки детей, включение игровых моментов и элементов психогимнастики на уроках, но и организация специальных занятий-тренингов: - Поведенческий тренинг: учить детей определять конкретные цели своих поступков; искать и находить средства их достижения; прогнозировать результаты своих действий и поступков; учиться брать на себя ответственность за свои поступки. - Тренинг эмпатийности: учить улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; отвечать адекватными чувствами (в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение партнерам по общению). - Тренинг умения учитывать выразительные признаки эмоциональной экспрессии, как сигналы социальной оценки и помощи: выработка умений ориентироваться в ЭВП персонажей картин, фотографий, фильмов; выполнение заданий на проигрывание и анализ ситуаций с определенным эмоциональным сюжетом и прогнозирование реакций окружающих на это.
- Тренинг групповой сплоченности и выработка умений поддерживать друг друга. Таким образом мы можем наполнить мир детей не только заучиванием формул и скучных параграфов, а творчеством и эмоциями. Изменять способ подачи учебного материала, используя новейшие технологии на уроках, вовлекая детей и подростков в кружки, театральные студии, формируя специальные группы, где они могли бы почувствовать и осознать все богатство своего внутреннего мира. Эмоциональный голод, духовная пустота шаг за шагом формируют у ребят безразличие, апатию, либо уводят в мир вечных грез. Наш многолетний опыт работы в школе, постоянные беседы с учащимися постоянно выявляют, что большое количество ребят не посещают никаких учреждений дополнительного образования, не любят читать. Развалившиеся детские организации оставили детей в подъездах, подвалах, где они делают все, что почерпнули из просмотренных накануне боевиков, детективов и рекламы. После бесед даже с успевающими и благополучными учениками остается ощущение инфантилизма, непонимания целей своего существования в обществе людей. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического здоровья человека в любом возрасте. Особенно остро этот вопрос стоит у старших школьников, стоящих на пороге взрослой жизни и составляет «аффективный центр» всей их внутренней жизни (Божович Л. И. ). И проблема помощи подросткам в поиске себя и определении своего места в мире очень актуальна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|