Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «воздушные шары». Задание «украсим комнату! ». Игра «достань камешки! ». Игра «звени, колокольчик! »




ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

Оборудование: шесть воздушных шаров с длинными ленточками.

Ход занятия. Педагог приносит в учебную комнату не­сколько воздушных шаров. К шарам заранее прикреплены длинные ленточки. Дети бросают шары вверх и пытаются их поймать. Несколько шаров падает на шкаф. Педагог предла­гает детям достать шары со шкафа. Дети тянут шары за лен­точки, если могут достать, если же нет, должны догадаться использовать вспомогательное средство: скамейку, стул, бан­кетку и т. д.

Если дети не используют эти вспомогательные средства, на помощь приходит педагог. В конце игры педагог обобщает дей­ствия детей: « Если ленточка свисает, шарик удобно достать за лен­точку, а если ленточки не видно, надо искать стул, скамейку».

ЗАДАНИЕ «УКРАСИМ КОМНАТУ! »

Оборудование: пластмассовые снежинки с ниточками (или фонарики с ниточками).

Ход занятия. Педагог сообщает детям, что скоро будет праздник - Новый год; надо украсить комнату, повесить сне­жинки. Он говорит, что снежинки надо повесить в разные мес­та комнаты: на высокую планку около доски, на гвоздик около картины, на гвоздик около книжной полки и т. д. Затем детям раздают снежинки и предлагают их повесить. Дети должны ис­пользовать различные вспомогательные средства - стулья, ска­мейку, банкетку, которые находятся вне поля их зрения. При затруднении педагог помогает найти эти средства и выполнить задание каждому ребенку. Все радуются украшениям, и каж­дый ребенок рассказывает, что ему помогло так высоко пове­сить снежинку.

 

ИГРА «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ! »

Оборудование: аквариум, банка с камешками, деревян­ная ложка с длинной палочкой.

Ход занятия. Педагог обращает внимание детей на ак­вариум и говорит: «В аквариуме рыбки живут. А в банке есть камешки. Надо достать из банки камешки и опустить их в ак­вариум». Недалеко от банки лежит ложка. Если дети тянутся рукой достать камешки, педагог говорит: «Нет, рукой неудоб­но, рукав можно замочить. Надо подумать, чем удобно доста­вать камешки. Попробуем достать их ложкой». Педагог пока­зывает способ действия. Дети по очереди достают камешки и опускают в аквариум. Педагог сообщает: «Ложкой удобно дос­тавать камешки из банки».

Примечание. После серии проведенных игр, где дети стал­кивались с решением проблемных практических задач, их сле­дует подвести к пониманию того, что, если предмет находится высоко, нужно встать на стул, скамейку, банкетку и т. д. Если же игрушки попадают под какой-либо предмет или в щель, куда нельзя проникнуть рукой, надо искать вспомогательные сред­ства: сачок, лопатку, клюшку и т. д.

Таким образом, в конце серии проведенных игр педагог обобщает в словесном плане способы ориентировочно-иссле­довательской деятельности и способы решения практических задач.

 

 

Раздел 3

 Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач

На предыдущем этапе создавались ситуации, в которых в поле зрения ребенка находилось только одно вспомогательное средство (палка, когда надо было достать закатившуюся под шкаф игрушку; стул, когда надо было достать высоко лежа­щую игрушку и т. п. ). Теперь же надо создать ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предме­тов и из них надо выбрать наиболее подходящий - по величи­не, форме, назначению. Например, педагог предлагает детям достать закатившуюся под шкаф игрушку. Для этого они дол­жны выбрать вспомогательный предмет: палки разной дли­ны, щетка, сачок, лопатка и т. д. В другом случае ребенку предлагают приблизить к себе тележку со стержнем, которую можно приблизить с помощью палочки с колечком. Ему сле­дует выбрать одну палочку из нескольких: палочка с крюч­ком, палочка с сачком, палочка с колечком и просто палочка. Безошибочно можно выбрать подходящее орудие только в том случае, если уровень зрительного восприятия ребенка доста­точно высок и позволяет на расстоянии соотнести свойства предмета-цели и предмета-средства. Однако такого уровня зрительное восприятие ребенка с отклонениями в развитии не достигает к этому времени обучения. Поэтому основной спо­соб, которым следует вооружить детей, - метод целенаправ­ленных проб.

 

ИГРА «ЗВЕНИ, КОЛОКОЛЬЧИК! »

Оборудование: дощечка с укрепленными на ней коло­кольчиком с веревочкой, привязанной к язычку, и двумя «лож­ными» веревочками.

Ход занятия. На видном и легкодоступном месте под­вешивается дощечка с колокольчиком. Она висит так, что ре­бенок не может достать рукой веревочку и позвонить в коло­кольчик. Две «ложные»веревочки, более длинные, чем привязанная, прикреплены к дощечке по обе стороны колоколь­чика. Чтобы позвонить в колокольчик, ребенок должен потя­нуть за ту веревочку, которая прикреплена к язычку. Вначале ребенку дается только общая инструкция: «Позвони в коло­кольчик! » Если он начинает подпрыгивать, стремясь схватить­ся за язычок колокольчика, педагог говорит: «Подумай, что тебе может помочь позвонить в колокольчик». Ребенок чаще всего начинает тянуть за наиболее длинную веревочку. Но ко­локольчик при этом не звенит. Предоставив ребенку возмож­ность самостоятельно несколько раз дернуть за «ложную» ве­ревочку, педагог говорит: «Ты слышишь, что колокольчик не звенит, попробуй дернуть за другую веревочку! » - и дает воз­можность ребенку пробовать тянуть за все веревочки. Наконец, когда колокольчик зазвенел, педагог спрашивает: «А теперь по­чему звенит колокольчик? » - и помогает ребенку увидеть, что эта веревочка непосредственно прикреплена к колокольчику, а две другие - нет. В конце игры педагог просит ребенка после­довательно рассказать о своих действиях и закрепить в словес­ном плане верные способы действия. «Сначала ты тянул за не­привязанную веревочку, и колокольчик не звенел. Потом ты тянул за привязанную - колокольчик зазвенел».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...