Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «самолеты летят! ». Игра «почему скатился мячик? ». Игра «плавает или тонет? ». Игра «почему шарик не упал? ». Игра «угадай, что в коробочке! »




ИГРА «САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ! »

Оборудование: самолет из пластмассового конструкто­ра, гаечный ключ, молоток, отвертка.

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку поиграть с са­молетом, гайки которого плохо укреплены. Ребенок должен до­гадаться выбрать среди предметов, имитирующих орудия тру­да, гаечный ключ и использовать его для укрепления гаек. В случае затруднения педагог дает возможность ребенку пробо­вать закручивать гайки различными предметами и выбрать не­обходимый - гаечный ключ. Затем педагог помогает ребенку закрутить гайки, т. е. выполнить практические действия. Пос­ле этого следующий ребенок повторяет все действия. Затем раз­ворачивается сюжет игры: «Самолеты заправляются и готовят­ся к полету. Самолеты - летят. Самолеты «идут» на посадку. Самолеты сели на площадку в аэропорту» и т. д.

 

Раздел 4

 Игры -упражнения на определение причинно-следственных зависимостей

Самыми простыми случаями, в которых ребенок сталкива­ется с поисками причинно-следственных связей, являются та­кие, в которых нарушается привычный ход явления. Это вы­зывает у него удивление и следом за ним ориентировочную реакцию, которая и является начальным этапом поиска при­чины нарушения. На первых порах дети могут находить такую причину лишь в том случае, если она является внешней, хоро­шо видимой.

ИГРА «ПОЧЕМУ СКАТИЛСЯ МЯЧИК? »

Оборудование: два маленьких мяча: красный и синий; желобок, дощечка.

Ход занятия. Педагог кладет на стол перед ребенком же­лобок, дощечку и говорит: «Сейчас ты будешь угадывать, какой мячик покатится - красный или синий». Он кладет красный мяч на дощечку - мячик лежит; кладет синий мячик на желобок -мячик катится. Педагог спрашивает: «Какой укатился? Поче­му? » Затем ребенку предлагается положить самому - красный шарик на дощечку, а синий - на желобок. Педагог спрашивает: «А теперь какой шарик укатился? Почему? » В случае затруд­нения он повторяет игру с мячиками и объясняет причину на­блюдаемого явления: «Мячик катится по наклонной плоскости (по желобку), а по прямой плоскости (дощечке) не катится».

 

ИГРА «ПЛАВАЕТ ИЛИ ТОНЕТ? »

Оборудование: набор парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянный и металлический шарики, деревянная и ме­таллическая линейки, металлическая и деревянная пуговицы, деревянный и металлический кораблики, металлическое и де­ревянное колечки, деревянное и металлическое колеса, деревян­ная и металлическая миски, сачок, бассейн с водой (или таз).

Ход занятия. Педагог рассматривает с детьми предме­ты, нужные для игры. Затем сообщает им, что сегодня они бу­дут отгадывать, что плавает, а что тонет. Детям дают предметы в случайном порядке, а не попарно, и они отвечают заранее, по­плывет ли этот предмет или утонет. Затем дети опускают по одному предмету в воду. Все вместе наблюдают и говорят: «Пла­вает! » Те предметы, что плавают, кладут в одну коробку, а те, которые тонут, - в другую. При доставании предметов из воды используется сачок. Педагог спрашивает: «Какие предметы мы клали в эту коробку, а какие - в эту коробку? » Затем он уточ­няет: «Теперь посмотрите и скажите: «Какие плавали, а какие тонули? » Дети делают обобщение: «Деревянные - плавают, а железные (металлические) - тонут».

ИГРА «ПОЧЕМУ ШАРИК НЕ УПАЛ? »

Оборудование: два шарика, два кубика.

Ход занятия. Педагог ставит на стол перед ребенком два набора - шарик на кубике. Один шарик совершенно неза­метно для ребенка прикреплен гвоздиком к кубику. Педагог говорит: «Будем играть с этими игрушками» - и толкает ку­бик, на котором незакрепленный шарик. Затем спрашивает ре­бенка: «Почему упал шарик? » Выслушав ответ ребенка, педа­гог спрашивает: «Упадет ли второй шарик, если сделать то же самое? » Педагог толкает другой кубик. Шарик, закрепленный


на гвоздике, не падает. Педагог спрашивает: «Почему на этот раз шарик не падает? » Ребенку дается возможность исследо­вать кубик и обнаружить причину, которая удержала шарик от падения, и объяснить, почему шарик не упал. Игра повторя­ется несколько раз.

ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО В КОРОБОЧКЕ! »

Оборудование: коробка (типа готовальни), закрыва­ющаяся при помощи выдвижного штифта; две разные предмет­ные картинки (рис. 10).

Ход занятия. Педагог кладет в открытую коробку не­знакомую для ребенка картинку и закрывает коробку, но штифт остается выдвинутым. Он предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. После этого педагог кладет в коробку вторую картинку, захлопывает ее и незаметно для ре­бенка задвигает штифт. В случае затруднения педагог помога­ет ребенку найти причину, почему коробка не открывается: «Посмотри, что там мешает открыть коробочку? Давай вместе посмотрим. Вот, здесь что-то есть - это штифт. Давай его выд­винем. А теперь открывай коробочку». Ребенку предоставля­ется возможность самостоятельно несколько раз открыть и зак­рыть коробочку с помощью штифта.

Примечание. Определение причины нарушений привычно­го хода явлений уже есть элемент логического мышления, хотя и разворачивается он в наглядно-действенном плане.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...