Инновационные процессы в образовании
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А., Дука Т.О., Чекалева Н.В. Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры.
Учебно-методическое пособие
Омск 2012 Допущено Учебно-методическим советом ОмГПУ в качестве учебно- методического пособия для магистрантов, осваивающих основные образовательные программы по направлению «Образование и педагогика»
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор А.П. Тряпицына (РГПУ им. А.И. Герцена) Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Мякишева (ОмГПУ)
Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А., Дука Т.О., Чекалева Н.В Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. – Изд-во ОмГПУ, 2012.
В учебно - методическом пособии представлены лекции и материалы для практических занятий в магистратуре по дисциплине «Инновационные процессы в образовании». Материалы пособия ориентированы на современные научные разработки, выполнены с учетом понимания результатов освоения магистрантами образовательных программ, технологий обучения и организации самостоятельной работы, а также необходимых в связи с этим изменений в системе оценки образовательных результатов. Пособие адресовано преподавателям педагогических кафедр, магистрантам, структурам, осуществляющим повышение квалификации, студентам, учителям школ.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях социально–экономических реформ, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием современного научно–технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынках труда и образовательных услуг, инновации в образовании становятся жизненно важным элементом, необходимым условием успеха в обучении и подготовке кадров. Выдвигаясь в число решающих факторов эффективности учебного процесса, образовательные нововведения требуют специального изучения и формирования профессиональных компетенций магистрантов в этой сфере образования. В рамках учебно-методического пособия рассматриваются: основные элементы инновационной теории, взаимосвязь с развитием образования, современное состояние, проблемы, категориальный аппарат; классификация нововведений, закономерности педагогической инноватики, характеристики инновационных процессов, их место в государственной образовательной политике.
Целями учебно – методического пособия являются: 1. Модернизация действующего учебно-методического комплекса. Изучение дисциплины «Инновационные процессы в образовании» осуществляется в ходе освоения целого ряда магистерских программ. Кроме того, знания об инновационных процессах, умение разрабатывать инновационные проекты, востребованы при освоении большинства учебных дисциплин в магистратуре. Профессиональная компетенция магистра в сфере создания, освоения и примененияновшеств как раз и представляет собой тот уникальный междисциплинарный «инструмент», «технологию», которая востребована на всех этапах учебной деятельности будущего специалиста образования. 2. Создание учебно-методических материалов как основы обновления содержания и технологий обучения в вузе, в том числе через систему практических заданий в логике реализации ФГОС ВПО. Предложенные в пособии учебно-методические материалы могут экстраполироваться на преподавание педагогических дисциплин в бакалавриате, а также могут быть востребованы как преподавателями вузов, так и на курсах повышения квалификации. Материалы учебного пособия подходят магистрантам для изучения в режиме индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), осуществления самодиагностики результативности освоения дисциплины по прилагающейся «Технологической карте». 3. Определение подходов к содержательно новому качеству подготовки специалиста, ориентированного на овладение профессиональной компетенцией субъектов образовательного процесса. Содержание учебного пособия отобрано в соответствии с профессиональными компетенциями, заявленными в ФГОС ВПО по направлению «Педагогика и Образование». Книга построена в формате освоения содержания дисциплины, как в учебной аудитории, так и для самостоятельного изучения.
Рабочая программа дисциплины «Инновационные процессы в образовании», предложенная в начале практикума, помогает сформировать общее видение курса, понять его задачи, ожидаемые результаты, а также организовать работу по освоению содержания дисциплины. В первой части практикума представлены теоретические основы инновационной деятельности в образовании. После каждой лекции перед магистрантами ставятся вопросы для дальнейшего размышления по поводу развития инновационных идей в образовании. Практическая часть посвящена проектированию, реализации инноваций, а также преодолению трудностей и барьеров, возникающих в деятельности современного педагога.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины Инновационные процессы в образовании Направление подготовки: Педагогическое образование Магистерская программа: для всех профилей подготовки по направлению Педагогическое образование
Курс: 1 Форма обучения: очная Семестр: 9 Трудоемкость: 3 зачетных единицы Количество часов: 108 Из них аудиторных часов: 36 лекций – 10 практических занятий – 26 лабораторных занятий – не предусмотрены Количество внеаудиторных часов – 72 Форма промежуточной аттестации: экзамен
Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» Цель дисциплины: содействовать становлению профессиональной компетентности магистра на основе теоретического осмысления и практического использования инноваций в решении профессиональных задач. Задачи курса. Магистрант: - называет основные понятия концепции, идеи и направления инновационного процесса; - использует в разработке и внедрении проектов развития инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании; - способен проектировать образовательную среду для реализации задач инновационной образовательной практики;
- осуществляет анализ экспертизу на основе критериев инновационных процессов в образовании; - разрабатывает технологии внедрения инновационных процессов в различных учреждениях.
Ожидаемые результаты: Освоение дисциплины направлено на формирование у магистранта в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций: - способности формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); - способности анализировать инновационные процессы и применять их при решении конкретных профессиональных задач (ПК-5); - готовности к разработке и реализации инновационных моделей, методик решения профессиональных задач в образовательных заведениях различных типов. (ПК-8); Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций: - способности формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); - способности самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); - готовности использовать индивидуальные креативные способности для оригинального профессиональных решения задач (ПК-6); В результате изучения дисциплины магистрант должен: знать: - основные понятия инновационного процесса; - концепции, идеи и направления развития инноватики в образовании; - инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании; - современные тенденции развития российской и зарубежной системы образования; - критерии инновационных процессов в образовании; - законодательные и нормативно-методические материалы по инновационным изменениям в системе образования; - уровни инновационных изменений и их характеристики. уметь: - оценивать динамику и эффективность инновационных процессов; - проектировать образовательную среду для реализации инноваций; - разрабатывать программы и проекты развития в образовательном учреждении; - аналитически обосновывать необходимость проведения инноваций; - проектировать инновационные изменения в пределах профессиональной компетенции; - работать в группе. владеть: - методами получения современного знания в области инновационных процессов; - технологиями внедрения инновационных процессов в различных учреждениях; - основами применения и информационных технологий в инновационной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|