Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновационные процессы в образовании




Министерство образования и науки Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А., Дука Т.О., Чекалева Н.В.

Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры.

 

Учебно-методическое пособие

 

Омск 2012

Допущено

Учебно-методическим советом ОмГПУ

в качестве учебно- методического пособия

для магистрантов, осваивающих основные образовательные программы

по направлению «Образование и педагогика»

 

 

Рецензенты:

 

Доктор педагогических наук, профессор А.П. Тряпицына (РГПУ им. А.И. Герцена)

Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Мякишева (ОмГПУ)

 

Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А., Дука Т.О., Чекалева Н.В Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. – Изд-во ОмГПУ, 2012.

 

 

В учебно - методическом пособии представлены лекции и материалы для практических занятий в магистратуре по дисциплине «Инновационные процессы в образовании». Материалы пособия ориентированы на современные научные разработки, выполнены с учетом понимания результатов освоения магистрантами образовательных программ, технологий обучения и организации самостоятельной работы, а также необходимых в связи с этим изменений в системе оценки образовательных результатов.

Пособие адресовано преподавателям педагогических кафедр, магистрантам, структурам, осуществляющим повышение квалификации, студентам, учителям школ.

 

Оглавление Введение4-5   Рабочая программа дисциплины 6-16  
Глава IТеоретические вопросы инновационной деятельности в образовании.     17- 63
Лекция 1. Инновационные процессы в образовании как социокультурный феномен. 17-27
Лекция 2. Инновации в образовании: сущность, факторы, закономерности, виды, формы. 28-34
Лекция 3. Трудности и риски инновационной деятельности в образовании. 35-45
Лекция 4. Модель инновационной деятельности в образовании. 46-51
Лекция 5. Стратегии внедрения инноваций в образовании.   52-64
Глава IПрактические вопросыинновационной деятельности в образовании.   65-115
Практическое занятие № 1. Особенности педагогических инновационных процессов. 65-70
Практическое занятие № 2. Инновационная деятельность педагога: структура, характеристика и содержание. 70-78
Практическое занятие № 3. Психологические барьеры и психологическая защита. 78-80
Практическое занятие № 4-5. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Управление инновационным развитием образовательного учреждения. 80-98
Практическое занятие № 6-7. Экспертиза в образовании. 98-113
Практическое занятие № 8-9. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в различных социально - образовательных сферах России и развитых странах. Оценка возможностей заимствования зарубежных инновационных идей. 113-115
Заключение  
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

В условиях социально–экономических реформ, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием современного научно–технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынках труда и образовательных услуг, инновации в образовании становятся жизненно важным элементом, необходимым условием успеха в обучении и подготовке кадров. Выдвигаясь в число решающих факторов эффективности учебного процесса, образовательные нововведения требуют специального изучения и формирования профессиональных компетенций магистрантов в этой сфере образования. В рамках учебно-методического пособия рассматриваются: основные элементы инновационной теории, взаимосвязь с развитием образования, современное состояние, проблемы, категориальный аппарат; классификация нововведений, закономерности педагогической инноватики, характеристики инновационных процессов, их место в государственной образовательной политике.

Целями учебно – методического пособия являются:

1. Модернизация действующего учебно-методического комплекса. Изучение дисциплины «Инновационные процессы в образовании» осуществляется в ходе освоения целого ряда магистерских программ. Кроме того, знания об инновационных процессах, умение разрабатывать инновационные проекты, востребованы при освоении большинства учебных дисциплин в магистратуре. Профессиональная компетенция магистра в сфере создания, освоения и примененияновшеств как раз и представляет собой тот уникальный междисциплинарный «инструмент», «технологию», которая востребована на всех этапах учебной деятельности будущего специалиста образования.

2. Создание учебно-методических материалов как основы обновления содержания и технологий обучения в вузе, в том числе через систему практических заданий в логике реализации ФГОС ВПО. Предложенные в пособии учебно-методические материалы могут экс­траполироваться на преподавание педагогических дисциплин в бакалавриате, а также могут быть востребованы как преподавателями вузов, так и на курсах повышения квалификации. Материалы учебного пособия подходят магистрантам для изучения в режиме индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), осуществления самодиагностики результативности освоения дисциплины по прилагающейся «Технологической карте».

3. Определение подходов к содержательно новому качеству подготовки специалиста, ориентированного на овладение профессиональной компетенцией субъектов образовательного процесса.

Содержание учебного пособия отобрано в соответствии с профессиональными компетенциями, заявленными в ФГОС ВПО по направлению «Педагогика и Образование». Книга построена в формате освоения содержания дисциплины, как в учебной аудитории, так и для самостоятельного изучения.

Рабочая программа дисциплины «Инновационные процессы в образовании», предложенная в начале практикума, помогает сформировать общее видение курса, понять его задачи, ожидаемые результаты, а также организовать работу по освоению содержания дисциплины.

В первой части практикума представлены теоретические основы инновационной деятельности в образовании. После каждой лекции перед магистрантами ставятся вопросы для дальнейшего размышления по поводу развития инновационных идей в образовании.

Практическая часть посвящена проектированию, реализации инноваций, а также преодолению трудностей и барьеров, возникающих в деятельности современного педагога.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

Инновационные процессы в образовании

Направление подготовки: Педагогическое образование

Магистерская программа: для всех профилей подготовки по направлению

Педагогическое образование

 

Курс: 1

Форма обучения: очная

Семестр: 9

Трудоемкость: 3 зачетных единицы

Количество часов: 108

Из них аудиторных часов: 36

лекций – 10

практических занятий – 26

лабораторных занятий – не предусмотрены

Количество внеаудиторных часов – 72

Форма промежуточной аттестации: экзамен

 

Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование»

Цель дисциплины: содействовать становлению профессиональной компетентности магистра на основе теоретического осмысления и практического использования инноваций в решении профессиональных задач.

Задачи курса. Магистрант:

- называет основные понятия концепции, идеи и направления инновационного процесса;

- использует в разработке и внедрении проектов развития инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании;

- способен проектировать образовательную среду для реализации задач инновационной образовательной практики;

- осуществляет анализ экспертизу на основе критериев инновационных процессов в образовании;

- разрабатывает технологии внедрения инновационных процессов в различных учреждениях.

 

Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у магистранта в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

- способности формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способности анализировать инновационные процессы и применять их при решении конкретных профессиональных задач (ПК-5);

- готовности к разработке и реализации инновационных моделей, методик решения профессиональных задач в образовательных заведениях различных типов. (ПК-8);

Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

- способности формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способности самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- готовности использовать индивидуальные креативные способности для оригинального профессиональных решения задач (ПК-6);

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

- основные понятия инновационного процесса;

- концепции, идеи и направления развития инноватики в образовании;

- инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании;

- современные тенденции развития российской и зарубежной системы образования;

- критерии инновационных процессов в образовании;

- законодательные и нормативно-методические материалы по инновационным изменениям в системе образования;

- уровни инновационных изменений и их характеристики.

уметь:

- оценивать динамику и эффективность инновационных процессов;

- проектировать образовательную среду для реализации инноваций;

- разрабатывать программы и проекты развития в образовательном учреждении;

- аналитически обосновывать необходимость проведения инноваций;

- проектировать инновационные изменения в пределах профессиональной компетенции;

- работать в группе.

владеть:

- методами получения современного знания в области инновационных процессов;

- технологиями внедрения инновационных процессов в различных учреждениях;

- основами применения и информационных технологий в инновационной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...