Формирование и изменение социальных установок
Психологически воспитание во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что означает понятие «социальная установка». Социальная установка, также как и социализация, является предметом изучения социальной психологии. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопросы: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? В житейской практике понятие социальной установки широко используется при составлении прогнозов поведения личности: «Н., очевидно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю ветреных людей» и т.д.
Социальная установка – это устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе. Но в этом контексте, как отмечает Г.М.Андреева, установка касается более всего реализации простейших физиологических потребностей человека. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Впервые этот термин был введен в 1918 году У.Томасом и Ф.Знанецким при изучении адаптации польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку. Они установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности» [1, с.291-292].
В структуре социальной установки выделяют три компонента:
Воспитание социальных установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: 1) привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу; 2) возбуждение его интереса; 3) предъявление новой информации; 4) убеждение. Рассмотрим некоторые проявляющиеся на этих стадиях закономерности, выявленные психологами в ходе разных исследований. Психологи, занимавшиеся исследованием влияния внимания, его усиления или ослабления на формирование социальных установок, обнаружили, что если чем-то незначительно отвлекать внимание человека, то эффект убеждения (изменения социальной установки) будет более сильным, чем без этой процедуры. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять ту или иную точку зрения.
Одно из возможных объяснений, предложенных этому явлению, заключается в том, что, несколько отвлекая внимание человека, ему не позволяют глубоко вникнуть в суть убеждающих аргументов и выработать контраргументы.
Однако убеждающий эффект отвлечения внимания во многом зависит от эмоциональной окрашенности того, чем это внимание отвлекается. Если это приятные вещи, то отвлечение внимания положительно сказывается на формирование установки; если факторы оказались не очень приятными, то эффект убеждения снижается. В силу того, что социальные установки включают рациональный и эмоциональный компоненты, любой из них можно использовать для направленного педагогического воздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму воспитываемого ребенка. Чаще это происходит с помощью логических доказательств. Эмоциональное воздействие базируется на эффекте внушения и обычно используется при отсутствии или слабости логических аргументов; в этом случае часто обращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ссылке на авторитет («папа считает так»), обращению к образцу («так поступают все хорошие дети»). Проведенные психологами исследования также показали, что одно и то же утверждение воспитателя может по-разному восприниматься детьми, а характер восприятия во многом будет зависеть от того, что происходит во время акта восприятия, какие события его сопровождают и какова та ситуация, в которой восприятие имеет место. Было обнаружено, что умеренная точка зрения по обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя на фоне резко противоположной ей позиции, и наоборот. Это доказывает, что людям свойственно преувеличивать или преуменьшать свои расхождения в мнениях в зависимости от отношений, существующих между ними и теми людьми, которые придерживаются соответствующего мнения. Если другой человек вызывает симпатию и отношения с ним вполне дружеские, то наблюдается тенденция преуменьшать действительно существующие расхождения в мнениях с ним. Если же этот человек не вызывает личной симпатии и отношения с ним натянутые, то имеющиеся расхождения в мнениях, напротив, преувеличиваются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|