Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности педагогических задач




 

Общие особенности задачи Специфика педагогической задачи Примечание
1. Задача в самом общем виде – это система, куда обязательно входят: предмет задачи, находящийся в исходном состоянии, и модель требуемого состояния предмета задачи. В работе учителя педагогическая задача должна включать характеристику психического развития до воздействия учителя (предмет педагогической задачи) и желательные изменения в психическом развитии учащихся (модель требуемого состояния). Педагогические задачи порой ставятся учителем, исходя из логики развертывания учебного материала (какую тему надо пройти), а не из анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
2. Задача является неопределенной или неоднозначной. Постановка педагогической задачи учителем всегда должна учитывать ученика как активного равноправного соучастника учебно-воспитательного процесса. Поэтому, практически всегда педагогическая задача учителя претерпевает «доопределение» со стороны ученика, в зависимости от его мотивации, уровня притязаний, или «переопределение», т.е. замену задачи учителя на иную, но свою собственную (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Г.А.Балл, Е.И.Машбиц). Процессы активного принятия и переработки учениками задач учителя важно принимать как реальный факт изменения педагогической задачи в сознании ученика в зависимости от его возможностей, а не рассматривать это как неподчинение ученика требованиям учителя.
3. Для достижения какой-либо цели необходимо решение набора задач, где каждая занимает определенное место. Учитель всегда имеет дело с иерархией педагогических задач. Некоторые из них (их называют глобальными, стратегическими) ставит перед учителем общество в своем социальном заказе, эти задачи решаются всеми учителями (например, воспитать молодого человека как субъекта непрерывного самообразования). Другая группа педагогических задач тоже задается учителю извне содержанием учебного предмета, типом учебного заведения (это поэтапные, тактические задачи). И, наконец, задачи зависят от конкретного контингента учащихся данного класса и определяются самим учителем (оперативные педагогические задачи). Компетентность учителя состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий.

 

Еще одной особенностью педагогических задач является то, что их решение требует от учителя немедленных действий в педагогической ситуации, а результат решения бывает отсрочен во времени, что затрудняет контроль за успешностью решения поставленных задач, но не делает его в принципе невозможным.

 

Постановка педагогических целей и задач требует анализа педагогической ситуации. Педагогическая ситуация – это совокупность условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения (любая ситуация становится педагогической, если в ней ставятся задачи обучения и воспитания).

В психологии есть два подхода к анализу ситуации.

Согласно первому подходу ситуация – это совокупность внешних условий не включающая самого человека и не зависящая от него (учитель в этом случае пассивен).

Согласно второму подходу ситуация включает в себя как внешние обстоятельства, так и самого человека, который своим присутствием влияет на ситуацию. Тогда оказывается, что всякая педагогическая ситуация так или иначе определена самим учителем (его предыдущими воздействиями на учеников) и учениками (их реакциями).

Педагогическая ситуация в целом – это продукт активного взаимодействия ряда внешних условий (например, наполняемость класса, наличие слабых учеников в классе) и поведения всех его участников.

 
 


Учителю важно воспринимать педагогическую ситуацию не только как неизбежную реальность, к которой остается только приспосабливаться, но и иметь в ней более активную позицию, подходить к ней с точки зрения возможности ее изменения через взаимодействие участников, что является показателем педагогической зрелости учителя.

 

Таким образом, педагогическая деятельность начинается не с цели, а с исходного анализа педагогической ситуации, после которого учитель определяет педагогические задачи под углом зрения психического развития учащихся.

Педагогические воздействия учителя на ученика. Выделяют три группы таких воздействий (в табл. 2 рассмотрим их параллельно с проблемами, стоящими перед учителем):

 

Табл. 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...