Особенности педагогических задач
Еще одной особенностью педагогических задач является то, что их решение требует от учителя немедленных действий в педагогической ситуации, а результат решения бывает отсрочен во времени, что затрудняет контроль за успешностью решения поставленных задач, но не делает его в принципе невозможным.
Постановка педагогических целей и задач требует анализа педагогической ситуации. Педагогическая ситуация – это совокупность условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения (любая ситуация становится педагогической, если в ней ставятся задачи обучения и воспитания). В психологии есть два подхода к анализу ситуации. Согласно первому подходу ситуация – это совокупность внешних условий не включающая самого человека и не зависящая от него (учитель в этом случае пассивен). Согласно второму подходу ситуация включает в себя как внешние обстоятельства, так и самого человека, который своим присутствием влияет на ситуацию. Тогда оказывается, что всякая педагогическая ситуация так или иначе определена самим учителем (его предыдущими воздействиями на учеников) и учениками (их реакциями). Педагогическая ситуация в целом – это продукт активного взаимодействия ряда внешних условий (например, наполняемость класса, наличие слабых учеников в классе) и поведения всех его участников.
Учителю важно воспринимать педагогическую ситуацию не только как неизбежную реальность, к которой остается только приспосабливаться, но и иметь в ней более активную позицию, подходить к ней с точки зрения возможности ее изменения через взаимодействие участников, что является показателем педагогической зрелости учителя.
Таким образом, педагогическая деятельность начинается не с цели, а с исходного анализа педагогической ситуации, после которого учитель определяет педагогические задачи под углом зрения психического развития учащихся. Педагогические воздействия учителя на ученика. Выделяют три группы таких воздействий (в табл. 2 рассмотрим их параллельно с проблемами, стоящими перед учителем):
Табл. 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|