Общение как сфера социализации
Еще раз подчеркнем, что одной из основных сфер социализации человека является общение. Как отмечет Р.С.Немов, «психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности» [9, с.323]. Напомним основные общие аспекты понятия общения. Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [1, С.244]. Исходя из определения, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны (компоненты):
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися людьми. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Также используется и невербальная коммуникация. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Так, производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на выбранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет.
Знание закономерностей сторон общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания.
Способность правильно воспринимать и понимать людей имеет, как отмечал Р.С.Немов, генетические корни и по биосоциальным законам совершенствуется с младенческого возраста. М.И.Лисина специально изучала основанный на этой способности процесс развития общения и его роль в воспитании детей. Она установила, что с рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выяснить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки и, в конечном счете, образа «Я». По мнению М.И.Лисиной, потребность в общении с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления. В дальнейшей жизни ребенка процесс развития движется в следующих основных направлениях:
Развитие мотивов идет параллельно с развитием личности и в ходе этого процесса последовательно развиваются следующие разновидности: органические (доминируют с рождения до 2-3 месяцев), познавательные, игровые, деловые (три названные группы доминируют у детей дошкольного и младшего школьного возраста), интимно-личностные (связано с началом подросткового возраста) и профессиональные старший школьный возраст).
Наряду с развитием мотивов общения в онтогенезе идет процесс совершенствования средств общения. М.И.Лисина считает, что у детей имеются три основных вида средств общения: экспрессивно-эмоциональные, предметно-действенные и речевые. «Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него» [6, с.109]. На протяжении первых семи лет жизни возникают, дополняя друг друга четыре основных формы общения: 1. Ситуативно – личностное (первое полугодие жизни): наиболее ярко проявляется в комплексе оживления (см. тему 2.1). 2. Ситуативно-деловое(от 6 месяцев до 2 лет): охватывает предметные игры детей со взрослыми. 3. Внеситуативно – познавательное (от 3 лет до 5 лет): связано с развитием общей познавательной активности, в результате которой, изучая окружающую действительность, ребенок задает множество вопросов взрослому о предметах и явлениях. 4. Внеситуативно – личностное (6-7 лет): служит познанию ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений. Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу, определяемых эталонами межличностного восприятия. Данные эталоны не всегда осознаются человеком, который их применяет. В них отражаются особенности социальной группы, референтной для индивида. По мнению А.А. Бодалева, в раннем возрасте эталоны являются конкретными и отождествленными с людьми, выбираемыми в качестве идеала. С возрастом эталоны становятся все более обобщенными и связанными с нравственными и другими идеалами, ценностями и нормами. Они становятся более дифференцированными, что начинает четко наблюдаться уже у подростков.
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература . 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. 1996. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979. 3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003. 4. Кон И.С. Отркрытие «Я». – М., 1978. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Личность. Сознание. – М., 1975. 6. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. 7. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|