Развитие процесса компьютеризации обучения
С появлением компьютерной техники возникла проблема эффективности компьютеризации обучения. Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации образования внесли ученые под руководством академика А.П.Ершова. Различные аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С.Гершунским, А.А.Кузнецовым, И.О.Логвиновым, В.Я.Ляудис, В.Г.Разумовским, Н.Ф.Талызиной, О.К.Тихомировым и др. В разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе они опирались на принципы и приемы программированного обучения. В сжатом и несколько упрощенном виде суть программированного обучения можно выразить словами американского педагога У.Шрамма: «Программированное обучение есть своего рода автоматизированный репетитор, который ведет учащегося путем коротких логически связанных шагов, так что он почти не делает ошибок и дает правильные ответы, которые немедленно подкрепляются путем сообщения результата, в результате чего он движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения» [3, с.86]. Разработка проблем компьютеризации проходила в несколько этапов. Так О.А.Кривошеев [5] выделяет три этапа. На первом компьютеры использовались исключительно как объект изучения нового технического средства на уроках информатики. Доступ к компьютерной технике имело ограниченное число преподавателей-специалистов по программированию и техническим средствам. На втором этапе компьютеры стали использовать при изучении других дисциплин, чаще всего на основе разработанных обучающее-контролирующих программ. На третьем этапе произошло значительное расширение сферы применения персональных компьютеров для решения различных задач управления качеством образования.
Б.С.Гершунский, на основе исследования отечественных и зарубежных авторов по проблемам компьютеризации образования, в качестве наиболее перспективных выделил следующие:
Использование в обучении новых компьютерных технологий Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах: I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). Использование компьютерных технологий способствует:
Г.К.Селевко определяет концептуальные положения компьютерных технологий: - обучение – это общение ребенка с компьютером; - принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; - диалоговый характер обучения; - в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект; - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; - поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; - неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Компьютерная грамотность участников педагогического процесса При разработке проблемы компьютеризации обучения значительным барьером, который необходимо преодолеть, стала компьютерная грамотность самого педагога. Компьютерная грамотность для педагога, по мнению А.П.Ершова, включает в себя:
Г.К.Селевко рассматривает компьютерную грамотность учителя и учащихся как часть содержания компьютерной технологии, в структуру которого входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; - знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; - знание современных операционных систем и владение их основными кодами; - знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; - владение хотя бы одним текстовым редактором;
- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; - первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения; Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet: • переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира; • привлечение научной и культурной информации из всех библиотек, музеев и других учреждений всего мира • интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Принципы какой концепции обучения лежат в основе формирования компьютерных технологий? 2. Выделите этапы разработки проблемы компьютеризации обучения. 3. Дайте характеристику «проникающей» технологии. 4. Определите концептуальные положения компьютерных технологий. 5. В чем заключается сущность понятия «компьютерная грамотность»? 6. * Проанализируйте собственный уровень компьютерной грамотности. 7. * Подготовьте презентацию с использованием программы Рower Point по разделу «Психология обучения».
Литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|