Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические способности




 

 

  Название Характеристика Компоненты
  П Е Р В Ы Й У Р О В Е Н Ь Перцептивно-рефлексивные педагогические способности (перцепция – восприятие) Определяют возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими Включают «три вида чувствительности»: · чувство объекта: связано с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся с требованиями;
  • чувство меры или такта;
  • чувство причастности
Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции
  В Т О Р О Й У Р О В Е Н Ь Проективные педагогические способности   Связаны с умением воздействовать на другого человека; соотносятся с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения
  • гностические: проявляются в быстром и творческом овладении методиками обучения учащихся, в изобретении способов обучения;
  • проектировочные: проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения;
  • конструктивные: проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества., деятельности, чувствительности к построению урока;
  • коммуникативные: проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных решений;
  • организаторские: проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самооганизации обучающихся, собственной деятельности педагога.
 

Л.М.Митина на основе двух уровней педагогических способностей Н.В.Кузьминой выделяет пять профессионально значимых качеств: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт.

 

В литературе можно встретить и такое определение: «Педагогические способности определяются как индивидуально-типологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению» [8., с. 91].

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который дал им соответствующие общие определения [4]:

1) дидактическая – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей; преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль;

2) академическая – способность к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.);

3) перцептивная – способность проникать во внутренний мир ученика; психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний;

4) речевая – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики;

5) организаторская: во-первых, способность организовать учебный коллектив, сплотить его воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу;

6) авторитарная – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета;

7) коммуникативная – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта;

8) педагогическое воображение (или прогностическая способность) – способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося;

9) способность к распределению внимания (учитель одновременно выполняет несколько видов деятельности).

 

Кроме педагогических способностей к свойствам личности относится характер – система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов (один учитель – покладистый и малоинициативный, другой – импульсивный, взрывчатый и др.)

К характеру примыкают психические состояния. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени. В работе могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Они могут быть комфортными (оптимальное соотношение напряженности и работоспособности) и дискомфортными (снижении работоспособности, повышение утомляемости).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...