Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о личности, ее структура




 

Понятие личности в философии и психологии. Соотношение понятий: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Психология личности как самостоятельная отрасль психологического знания. Подходы к пониманию и структуре личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов). Изучение личности в западной психологии: психоанализе (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Адлер) и неопсихоанализе (К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиоризме (Б. Скиннер, А. Бандура и др.), гуманистической и экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкли др.), когнитивной психологии (Р. Кетелл, Г. Айзенк, Г. Оллпорт, Дж. Келли и др.).

Методы психологического исследования личности. Номотетический и идеографический подходы.

 

Общая характеристика и типология темперамента

 

История развития взглядов на сущность темперамента (Гиппократ, Гален, И.П. Павлов). Психологические исследования темперамента: К.С. Мерлин, Я. Стреляу и др. Место темперамента в структуре личности. Устойчивость темперамента в ходе психического развития. Проблема изменчивости темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Типы и характеристики отдельных разновидностей темперамента человека. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Мотивы поведения и темперамент.

 

Направленность личности

 

Направленность и мотивация. Формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Потребность, виды потребностей. Потребность и мотив: соотношение понятий. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность. Установка.

Психологические теории мотивации. Современные концепции мотивации деятельности человека: теория ERG, теория ожидания, теория Мак-Клелланда и др.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева. Механизмы развития мотивов по А.Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей.

Мотивированное поведение личности. Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценки. Мотивы аффилиации, власти, отвержения.

 

Учение о характере, его структура и проявление

 

Понятие о характере. Физиологические основы. Черты характера. Структура характера. Характер и темперамент. Условия формирования характера.

Место характера в структуре личности и его роль в жизни и деятельности человека. Основные научные взгляды на сущность характера: Теофраст, Ж. Лабрюйер З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А.Ф. Лазурский, А.Г. Ковалев, Э. Фромм о социальном характере. Типы индивидуальных характеров.

Понятие акцентуации личности и характера. Концепция К. Леонгарда. Точка зрения А.Е. Личко. Характеристика основных типов и разновидностей акцентуированного характера: гипертимность, циклоидность, лабильность, сензитивность, психостеничность, шизоидность, истероидность и др. акцентуации.

 

Понятие о способностях. Уровни развития способностей

 

Понятия о способностях. Психологическая природа способностей. Задатки. Общие и специальные способности, их взаимосвязь. Уровни развития способностей: мастерство, талант, гениальность. Развитие способностей.

Способности изучали: Б.М. Теплов, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин.

 

Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития

 

Принцип развития как один из основных принципов психологии. Предпосылки и условия психического развития. Понятие о врожденных особенностях психики. Социальные факторы как условие и источник психического развития.

Критерии и показатели психического развития. Среда и наследственность. Изменение содержания понятия среды. Структура экологической среды (микро, мезо-, экзо – макросистемы по У. Бронфенбреннеру). Социальная, культурная, предметная среда.

Возраст как историческая категория. Концепция возраста, разработанная Л.С. Выготским. Индикаторы психического возраста. Субъективный возраст. Время жизни, жизненный цикл, жизненный путь.

Проблема возрастной периодизации психического развития. Зарубежные и отечественные теории психического развития. Особенности развития ребенка на разных возрастных этапах. Кризисы, новообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность.

Развитие деятельности, сознания, познавательных процессов, мышления и речи, общения, личности и самосознания в онтогенезе.

 

Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ

 

Психоанализ.

Структура личности. Структура психического аппарата – ид, эго, супер-эго. Бессознательное и сознание, инстинкты, принцип удовольствия, тревога.

Динамика личности. Психическая энергия в терминах психоанализа. Катексис и антикатексис. Эрос и танатос.

Развитие личности и психологические защиты. Фрустрация и внутриличностный конфликт как основа развития личности. Психосексуальные стадии развития по Фрейду, фиксация, регресс, характеры. Защитные механизмы – вытеснение, сублимация, формирование противоположной реакции, проекция, рационализация, отрицание, регрессия.

Методы исследования в психоанализе. Техника свободных ассоциаций. Перенос. Сопротивление. Интерпретация сновидений.

Психоанализ на современном этапе.

Аналитическая теория К.Г. Юнга.

Структура личности. Личное бессознательное, комплексы, коллективное бессознательное, архетипы, персона, анима и анимус, тень, самость.

Типология личности: экстраверсия и интроверсия.

А. Адлер. Стремление к превосходству. Чувство неполноценности и компенсация. Социальный интерес. Жизненный стиль и креативное Я.

Неопсихоанализ.

Социально-психологические теории: Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.

Э. Фромм: Тема человеческого одиночества и изоляции – «свобода от» и «свобода для». Типы социальных характеров. Бегство от свободы.

К. Хорни: Базисная тревога. Стратегии поведения ребенка в зависимости от безопасности в отношениях с родителями и дальнейшая личностная динамика.

Г. Салливан: Структура личности (динамизмы, Я-система, персонификация, когнитивные процессы). Динамика личности. Развитие личности.

Э. Эриксон и его периодизация развития личности. Психоанализ и теория «восьми стадий человеческой жизни». Теория «кризиса идентификации».

Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм

 

Теория обусловливания Павлова и Уотсона.

Классическое обусловливание Павлова и бихевиоризм обусловливания Уотсона. Стимул, реакция и обусловливание. Детерминизм и формирование навыков. Обусловливание эмоций. Мышление и память. Личность и диагноз.

Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» Э. Торндайка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...