Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Задачи и содержание трудового воспитания. Учебный труд школьника (умственный и физический). Общественно-полезный труд (труд по самообслуживанию, работа в школьных строительных отрядах тимуровская работа и т.д.) Производственный труд школьников. Педагогические условия организации трудового воспитания: 1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам. 2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. 3. Доступность и посильность трудовой деятельности. 4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. Профессиональная ориентация школьников. Понятие. Компоненты профессиональной ориентации: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. Профессиональная ориентация и выбор профессии.
Методы и приемы воспитания
Метод воспитания – способ реализации целей воспитания. Задача совершенствования методов. Классификация методов воспитания. Методы прямого педагогического влияния. Методы косвенного педагогического влияния. Методы воздействия на учащихся: убеждения, упражнения, поощрения и наказания (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников).
Классификация И.Г. Щукиной: · методы формирования сознания – рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример; · методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение, поручение, воспитывающие ситуации;
· методы стимулирования – соревнование, поощрение, наказание; · методы воздействия на интеллектуальную сферу – методы убеждения; · методы воздействия на мотивационную сферу – поощрение и наказание; · метод воздействия на эмоциональную сферу – внушение; · методы воздействия на волевую сферу – требования и упражнения; прямые и косвенные требования; · методы воздействия на сферу саморегуляции – коррекция поведения, пример; · методы воздействия на предметно-практическую сферу – метод воспитывающих ситуаций, соревнование; · методы воздействия на экзистенциальную сферу – упражнения, дилеммы (Л. Кольберг)
Убеждение и внушение в педагогическом процессе
Убеждение и внушение. Внушение и внушаемость. Проблема внушения в педагогике. Виды внушений (прямое и косвенное). Внушающее наставление. Команды и приказы. Косвенное внушение. Педагогическая техника внушающего воздействия. Педагогика самовнушения. Самовнушение как компонент самовоспитания. Психорегулирующая тренировка. Применение релаксации в педагогическом процессе. Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская, И.Е. Шварц.
Современные образовательные технологии
Технология как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Определение педагогической технологии. Три соподчиненных уровня, на которых употребляется понятие педагогическая технология в образовательной практике (общепедагогический, частнометодический, локальный).
Требования к современным технологиям воспитания: · воздействие на воспитанников по 3-м направлениям – на сознание, чувства и поведение; · слияние воспитания и самовоспитания; · единство и координация усилий всех, имеющих отношение к воспитанию, общественных институтов и объединений (СМИ, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп) – непременное условие комплексного подхода;
· система конкретных воспитательных дел.
Необходимость учитывать также: · сложившийся образ жизни учащихся; · условия жизни в семье, регионе; · СМИ и пропаганду; · уровень развития и условия жизни в коллективе; · нормы взаимоотношений; · индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Виды современных образовательных технологий на основе: 1) личностной ориентации (технология сотрудничества, гуманно-личностная технология Амонашвили, система Ильина); 2) активизации и интенсификации деятельности учащихся (Пассов, Шаталов); 3) эффективности управления и организации учебного процесса (Лысенкова, Фирсов); 4) дидактического усовершенствования или конструирования материала (Библер «Диалог культур», Тарасов, Эрдниев); 5) альтернативные технологии, (Вальдорфская педагогика – Штейнер; Френе); 6) природосообразные технологии (Кушнир, Монтессори); 7) технологии развивающего обучения (Волков, Якиманская); 8) педагогические технологии авторских школ и т.д. (Ховард, Ямбург, Балабан).
Волков И.П. «Учим творчеству». Проектирование уроков творчества. Цели и задачи уроков. Исходные принципы: · Знания – фундамент творчества. · Строгий отбор учебного материала. · Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. · Разностороннее развитие ученика. · Формирование устойчивого интереса к учению. · Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. · Постоянный контроль учителя за работой ученика. · Индивидуальный подход.
Требования к урокам: · Применение межпредметных связей. · Связь теории с практикой. · Поэлементное обучение. · Чередование изучаемых вопросов и видов труда. · Периодическое многократное повторение по-разному организованного изучаемого материала. · Все принимают участие в работе в течение всего урока. Обучение творчеству: опора на уже имеющиеся знания, соблюдение грамотности, постепенное усложнение заданий и увеличение меры отступления от образца и т.д. Творческая комната в школе. Чтение научно-популярных журналов. Учет творческих работ школьников.
Сущность педагогики сотрудничества. Классификационные характеристики технологии. Целевые ориентации. Концепция сотрудничества. Особенности содержания и методики. Дидактический учебно-развивающий комплекс.
Обучение в целостном педагогическом процессе. Содержание образования в современной школе
Обучение как способ организации педагогического процесса, самый важный и надежный способ получения систематического образования Функции обучения: образовательная (научные знания, умения, навыки); воспитательная (взгляды, убеждения, отношения, качества личности); развивающая (развитие речи и мышления, личности как целостной психической системы). Различные подходы к построению развивающего обучения (Л.В. Занков, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Назначение и структура деятельности учителя. Деятельность учащихся в процессе обучения. Многообразие мотивов учебной деятельности школьников: 1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях. 2. Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности. 3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Познавательные интересы и потребности. Виды обучения: 1) догматическое обучение, широко распространенное в средние века; 2) объяснительно-иллюстративное (Ф.Бэкон, Дж.Локк и др. – методологи, Я.А.Коменский – основоположник); 3) самостоятельное добывание знаний (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов). Программированное обучение.
Критерии отбора содержания образования (природа, сущность личности, полнота и системность видов деятельности, необходимых для развития ее способностей). Определение содержания общего образования «общей культурой» (культура умственного, духовного, практико-ориентированного труда). Другие компоненты содержания образования: естественно-научный компонент, гуманитарное образование, жизненный опыт учащихся и учителя.
Содержание образования в широком смысле (Белозерцева) составляет русская, российская, мировая история и культура. В узком смысле – 3 пласта (3 компонента): знания – фактический материал, подлежащий усвоению; переживания – реализация задач рефлексивного уровня в учебном процессе при усвоении материала; отношения – освоение процедуры творческой деятельности обучающегося и осознание ценностных отношений в системе «Я – мир». Концепция содержания личностно-ориентированного образования (Бондаревская) и его компоненты: аксиологический (введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций); когнитивный (научные знания о человеке, культуре, истории, природе) – компонент традиционного обучения; деятельностно-творческий (способы деятельности, необходимыедля самореализации личности); личностный – обеспечивающий самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию. Личностный компонент – системообразующий в содержании личностно-ориентированного обучения (Бондаревская).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|