Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотерапия и психокоррекция




 

Психоанализ и психодинамическая психотерапия. Поведенческая и когнитивная психотерапия. Экзистенциальная психотерапия. Гуманистическая психотерапия. Гештальттерапия. Семейная психотерапия. Игротерапия. Арттерапия (сказкотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия). Нейролингвистическое программирование. Психогимнастика.

 

Планирование и организация психологического исследования

 

Виды исследований: воспроизводящее, уточняющее, критическое, поисковое. Нормативный процесс научного исследования (по В.Н. Дружинину): выдвижение гипотезы (гипотез), планирование исследования, проведение исследования, интерпретация данных, опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез), в случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы (гипотез). Организация и проведение экспериментального исследования. Зависимая и независимая переменные.

 

Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов

 

Понятия о методе научного исследования. Особенности методов психологического исследования. Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву: 1 группа – организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод, комплексный метод; 2 группа – эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности, биографические методы; 3 группа – методы обработки данных: количественный (статический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы; 4 группа – интерпретационные методы: генетический и структурный методы; другие классификации.

Наблюдение и его виды. Эксперимент и его виды. Тестирование и его виды. Анкетирование. Беседа и интервью. Анализ продуктов деятельности. Социометрия.

 

Психометрические основы психодиагностики

 

Надежность. Надежность по внутренней согласованности. Надежность ретестовая. Надежность параллельных форм. Надежность частей теста.

Валидность. Очевидная валидность. Конкурентная валидность. Прогностическая валидность. Инкрементная валидность. Дифференциальная валидность. Содержательная валидность. Конструктная валидность.

Однозначность. Точность.

 

Проблема измерения в психологии

 

Генеральная совокупность и выборка. Измерительные шкалы: шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов, шкала отношений. Нормальное распределение. Мода, медиана, стандартное отклонение, среднее.

 

Основные методы обработки данных в психологическом исследовании

 

Качественные методы. Количественные методы. Непараметрические и параметрические методы. Корреляционный анализ. Параметрические методы сравнения двух выборок (Т-критерий Стьюдента, F-критерий Фишера), непараметрические методы сравнения двух выборок (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона). Дисперсионный анализ. Множественный регрессионный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ.


РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИКА»

Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками

 

Наиболее длительная и продуктивная связь педагогики с философией. Традиционная связь педагогики с психологией.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных для педагогики; она является и важнейшей для биологии. Связь педагогики с антропологией, медициной. Сложность и неоднозначность отношений между педагогикой и экономическими науками. Связь педагогики с социологией (планирование образования), с политологией. Формы связей педагогики с другими науками:

· использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

· творческое заимствование методов исследований;

· применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;

· участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

 

Сущность воспитания и его место в целостной структуре процесса формирования человека

 

Общие признаки воспитания

Воспитание – это процесс, т.е. динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Воспитание – целенаправленное воздействие на воспитанника.

Гуманистическая направленность – главный вектор воздействия на воспитанников.

Взаимодействие воспитателя и воспитанника – важнейший признак воспитания.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Воспитание как компонент социализации

Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация), предполагающий сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей.

Три сферы, в которых происходит процесс становления личности – деятельность, общение, самопознание.

Процесс включения воспитанников в социальную деятельность предполагает:

· индивидуальную проблематизацию личности по отношению к выбору вида деятельности;

· индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;

· включение воспитанников в социальную деятельность под руководством педагога.

Связь общения с деятельностью. Самопознание личности – становление в человеке «образца его Я».

Процесс воспитания – целенаправленное воздействие на все сферы с целью стимулирования самопознания.

Воспитание как управление развитием личности

Развитие личности – процесс количественных и качественных преобразований.

Процесс развития личности – разрешение противоречий между:

· потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

· потенциалом ребенка и возможностями его реализации;

· целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.

Два уровня развития детей (Л.С. Выготский):

· «уровень актуального развития» отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

· «зона ближайшего развития» – отражает возможности достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Воспитание – управление процессом развития личности и индивидуальности; процессом физического (физическое воспитание) и психического развития (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...