Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание как средство трансляции культуры




«Инкультурация» – процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру. Две стадии инкультурации: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

Главная отличительная особенность инкультурации – выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.

Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации, завершающееся формированием менталитета личности, т.е. совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

 

Самовоспитание как процесс и результат воспитания

 

Сущность процесса самовоспитания

Самовоспитание – управляемое человеком саморазвитие. Самовоспитание – высшая форма саморазвития, осуществляемое осознанно и последовательно. Самовоспитание – важнейшая сторона воспитания, реализуемая под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека.

Движущие силы самовоспитания

Движущие силы самовоспитания – противоречия между требованиями, предъявляемые к учащимся, и их реальным поведением; между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания. Этапы самовоспитания: мотивационный, программный, поисковый, рефлексивный.

Функции самовоспитания

Функции самовоспитания: самодиагностика, целевая самоориентация, планирование, самоорганизация, самомобилизация и самопобуждение, самокоммуникация, самоформирование, самоконтроль, самоанализ и самооценка, самокоррекция, эвристическая.

Методы самовоспитания

Самодиагностические (самонаблюдение, самотестирование, самоанкетирование, внутренний диалог и др.)

Целевые (выбор целей и задач самосовершенствования, прогнозирование результатов и др.)

Проектировочные (проектирование своего развития)

Самомобилизационные (актуализация целей и задач самовоспитания)

Самоорганизационные (организация самовоспитания)

Самокоммуникативные (опора на опыт других людей)

Самоформирующие (самоформирование сознания в учебно-познавательной, самообразовательной деятельности, самоформирование опыта и др.)

Самоконтроля, самоанализа, самооценки (самопроверка качества самовоспитания, учет результатов, анализ достоинств и недостатков самовоспитания и др.)

Самокоррекционные (самокоординирование и корректирование целей и задач, мотивов, действий, поступков в самовоспитании)

Эвристические (освоение знаний о творчестве, включение в творческую деятельность)

Культура в модели самовоспитания личности

Культура в модели самовоспитания личности: самодиагностики, целевой самоориентации, планирования, самоорганизации, самомобилизации и самопобуждения, коммуникативная культура в освоении и выполнении ролей в саморазвитии, культура самоконтроля, самоанализа и самооценки качества, культура самокоординации и самокоррекции, творческая ориентированность и активность.

Диагностика готовности к самовоспитанию

Анализ мотивов самовоспитания. Наблюдение. Беседа. Экспресс-опрос. Хронометраж. Обобщение независимых характеристик. Педагогический консилиум.

 

Содержание воспитания. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

 

Многоаспектность содержания воспитания. Развитие сущностных сфер человека (мотивационной, эмоциональной, волевой, сферы саморегуляции, экзистенциальной.)

Формирование готовности к социальным отношениям. Формирование базовой культуры личности. Содержание воспитания, направленное на формирование базовой культуры личности (О.С. Газман и А.В. Иванов).

Направления базовой культуры. Культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений. Экономическая культура и культура труда. Политическая, демократическая и правовая культура. Интеллектуальная, нравственная культура и культура общения. Экологическая культура. Физическая культура.

 

Патриотизм как качество личности. Чувство интернационализма – проявление высокого уровня культуры межнационального общения. Включение учащихся в активный созидательный труд на благо Родины.

Формирование бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, к родным местам. Воспитание готовности к защите Родины. Изучение обычаев и культуры разных этносов.

Содержание патриотического и интернационального воспитания. Организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Роль школьных предметов в формировании культуры межнационального общения.

 

Основные понятия теории нравственной культуры.

Мораль – обычай, нрав, правило. Этика – привычка, обыкновение, обычай. Этика как философская наука, изучающая мораль. Нравственность – личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека, нравственные нормы, принципы. Нравственные категории. Нравственный идеал (образец нравственного поведения). Воспитание гуманности. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина как отражение соответствия поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Школьная дисциплина – одна из форм проявления дисциплины общественной. Дисциплинированность как личностное качество (разные уровни развития).

Культура поведения (культура общения, культура внешности, культура речи, бытовая культура). Воспитание нравственных чувств, нравственного сознания, навыков нравственного поведения.

 

Понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни. Цель формирования экологической культуры школьников – воспитание бережного отношения к природе. Условия достижения этой цели: целенаправленная систематическая работа школы по формированию системы научных знаний, экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы. Принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры:

· междисциплинарный подход;

· систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

· единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды;

· взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Положительные и отрицательные воздействия человека на природу в масштабе конкретного региона, мира в целом.

 

Экономическая культура как выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Задачи формирования экономической культуры школьников: формирование экономического мышления; качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Роль школьных предметов в формировании экономической культуры. Формы и методы формирования экономической культуры: беседы, рассказ, лекции, решение производственных задач, экскурсии. Игровые формы проведения занятий.

 

Понятие об эстетической культуре личности. Процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни. Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественное воспитание школьников. Развитие культуры чтения. Развитие художественного вкуса. Музыкальное воспитание. Преподавание изобразительного искусства (развитие творческого воображения, зрительной памяти, пространственного представления, изобразительных способностей). Система дополнительного образования. Формы эстетического воспитания: беседы, лекции, встречи за «круглым столом», университеты культуры, клубы друзей искусства, музыкальная фонотека. Кино, телевидение. Театр.

 

Задачи и содержание воспитания физической культуры:

1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности.

2. Развитие основных двигательных качеств.

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Основные средства воспитания физической культуры. Физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Классификация физических упражнений (гимнастика, игры, туризм, спорт). Виды гимнастики: основная, гигиеническая, спортивная, художественная, производственная, лечебная, туризм (прогулки, экскурсии, походы и путешествия). Спорт. Режим дня.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...