4. О сущности мира, скрывающейся за его видимой оболочкой.
4. О сущности мира, скрывающейся за его видимой оболочкой. " Расколите камень, и там Я есмь". (Апокрифическое изречете, приписываемое Христу. ) Известно, что звездное небо и вся вселенная не целиком являются плодом нашего представления, а скрывают за видимыми своими воздействиями на нас еще нечто такое, что не только не зависит от наших внешних чувств, а еще само обусловливает все наши внешние представления. И вот это нечто долго служило предметом самых упорных моих размышлений. Я долго думал над этим вопросом, который складывался в моем уме так: Что представляет из себя недоступная нашим чувствам сущность мира, скрывающаяся за его видимой оболочкой? Едина ли эта сущность с внутренне познаваемою мною сущностью моей жизни, которая и наблюдает через меня весь внешний мир или есть нечто особое от нее? Только теперь я пришел к окончательному признанию тождества той и другой сущности, благодаря чему мне вдруг открылось следующее: Весь видимый мир есть не что иное, как единый организм — единое тело единого духовного существа. И это существо есть Бог. Мы же, люди, не исключая и всех прочих живых тварей, ошибочно считающие себя за отдельный существа, представляем из себя лишь отдельные органы единого существа — Бога. Путь, приведший меня к этому признанию, был следующий: Я спросил себя: из кого или из чего состоит тот видимый мир, сущность которого представляется мне столь загадочной? Прежде всего — из таких же, как я, существ — людей. Имею ли я право, спросил я себя далее, сомневаться в тождеств сущности этих людей с моей сущностью? Такое же, какое и они имеют по отношению ко мне, т. е. никакого. Ну, а что сказать о сущности особей, стоящих на следующей, ближайшей к людям ступени биологической лестницы?
Эти существа столь родственны человеку по духу и столь близки к нему во всех отношениях, что не признать тождества их сущности с своею значит обнаружить свою поверхностную наблюдательность. Конечно, странно было бы не признать разницы между человеком и животным. Но ведь эта разница говорит не о различии в сущностях того и другого, а лишь о различных ступенях проявления одной и той же сущности, о различных видах ее объективации, по выражению Шопенгауэра. Вот в этих-то ступенях проявления единой сущности и лежит причина разнообразия всего видимого мира, — причина подразделения его на известные нам четыре царства природы и т. д. Но это многоoбpaзиe мира не должно смущать нас на пути искания и признания его единой сущности, а говорит нам лишь о сложности мирового организма и о богатстве самой сущности, нуждающейся в столь сложных орудиях еепроявления. Итак, весь мир, вся вселенная есть не что иное, как тело Божества. Если это так, то насколько все это должно быть свято для человека! А тем более — человек для человека, как существо, стоящее на одной и той же ступени проявления мировой сущности! 5. Нереальность материи как одно из главных подтверждений реальности Бога. Ничто для меня так сильно не подтверждает реальность Бога, как сознание и чувство нереальности материи. В самом деле, раз нереальна материя, то что же реально? Или ничто, — что очевидно нелепо, так как не могу я не признать реальности своего сознания и чувства, — или же реально это мое сознание и чувство. Но так как сознание нереальности материи не есть мое личное сознание, а есть или непременно будет всеобщим достоянием людей, то истинною реальностью обладает не одно из этих временно раздробленных сознаний, а та общая причина, которая их породила. А так как это сознание не могло произойти от того, что им же признается нереальным, т. е. от материи, то источником своим сознание человеческое может признать лишь нечто более реальное, чем оно само. И это нечто я и называю Богом. Но, кроме сознания нереальности вещества, во мне есть еще другое утверждение этой нереальности, еще более, чем это сознание, подтверждающее реальность Бога.
И это другое утверждение Бога, стоящее в прямой связи с чувством нереальности тела своего, есть нравственное чувство. Нравственное чувство наше потому переносит ощущение реальности с тела на нечто более реальное в сравнении с ним, что скорее мирится с гибелью своего тела, нежели с поддержанием или совершением при посредстве тела того, что претит, этому нравственному чувству. И это нечто, более реальное, чем тело наше, на которое наше нравственное чувство может даже без всякого участия сознания переносить ощущение реальности, есть живущий в нас Дух Божий, реальность которого таким образом и подтверждается указанными выше двумя способами. Итак, к признанию Бога меня приводить мое сознание и нравственное чувство. Указание на это сознание и чувство и есть мое доказательство бытия Бога. Но не одно и то же — доказать бытие Божие и сделать определение идеи Божества. Доказал бытие Бога я уже тем, что показал, что без Него не на чем утвердиться ни мне, ни миpy. Определить же Бога значило бы не только привести к необходимости Его признания, но и обнять Его целиком, назвать все Его пределы, что очевидно невозможно, так как Он беспределен. Но, хотя определить Бога так, как мы определяем всякую вещь на земле, мы не можем, однако мы можем без всякой ошибки назвать вещество одним из пределов Его. Поэтому-то, в виду абсолютной беспредельности Божества, так и важно признать призрачность материи, представляющейся в наших глазах единственным Его пределом. На ряду с материей и разум наш, призванный с успехом разбираться в сфере наших земных деянии, относится к идее Божества как к идее метафизической, потусторонней. И только совесть (как высший судья наших деяний), любовь (как желание блага всему существующему) и вера в Бога (как непосредственное чувство Божества) могут быть названы подлинными и внятными отголосками из бесконечности, — тремя чувствами, так же свидетельствующими о высшем Начале нашего бытия — Боге, как любое из пяти внешних чувств свидетельствует нам о существовании материи со всеми ее материальными свойствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|