Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Невозможное человекам. III. Вечность. Детство.. 1. О жизни вечной.




5. Невозможное человекам...

— После таких-то и таких-то моих поступков и гадостей яокончательно в себе разочаровался, — с отчаянием произносить во мне один голос.

— А разве нужно, быть очарованным собой? — тотчас же возражает во мне другой голос.

— Я это в том смысле, что не верю я больше в свои силы, — поясняете первый голос.

— Да и верить нужно не в свои силы, а только в проявляющиеся через меня силы божеские; и тогда " невозможное человекам" будет " возможно Богу" (Лyкa XVIII, 27).

— Что Богу все возможно, в это я охотно верю, — не унимается первый голос; — но, признаюсь, эта вера меня мало утешает при горьком сознании того, что мне-то, как человеку, далеко не все возможно.

— Если ты будешь верить в Бога " как бесы" (Иакова II, и9), т. е. признавать только факт Его существования и всемогущества, то, конечно; из такой веры не почерпнешь для себя никакой силы для жизни. Если же признаешь, что всемогущество Божие несомненно сообщается человеку при условии, если он признает себя только проводником проявляющегося через него Духа Божия, наподобие мехов1не создающих воздух, а лишь пропускающих его через себя, то как раз и получишь то, что ты признал было отсутствующим в себе, т. е. силу духа.

Верить же в свои собственные силы, не зависящие от силы божеской, это все равно, что верить, что мехи могут дуть и в безвоздушном пространстве.

— " На Бога надейся, а сам не плошай", — укоризненно произносить слова русской пословицы первый голос.

— Да я и не в том смысле понимаю веру в Бога, в каком некоторые, например, верят в догмат искупления, т. е. чтобы сложить с себя на Бога Им же возложенное на меня дело, а только в том, чтобы не полагаться на то, на что и нельзя полагаться, — на свои личные силы, — отвечает второй голос.

Так поспорили во мне два голоса. И из этого спора я сделал для себя тот вывод, что уверенность, что невозможное человеку возможно Богу и что, следовательно, Бог " не мерою дает Духа Своего" (Иоанн III, 34), разрешает задачу не о том, как без всяких усилий нести бремя жизни, ведь не надо забывать слова Христа о том, что Царство Божие усилием берется, — а о том, каким образом дряблый и изверившийся в свои силы человек может тем не менее воспрянуть духом и успешно совершать работу жизни.

1 Сравнение Лао-Тзе в его книге Тао-Те-кинг.

III. Вечность. Детство.

1. О жизни вечной.

Иоанн Богослов в своем первом послании (гл. III, ст. 15) говорит, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей1.

Если мы вдумаемся в смысл этого изречения, то поймем, что автор его держался того мнения, что человек может иметь и не иметь жизнь вечную сообразно с тем, как он себя ведет, но что жизнь вечная пребывает во всяком человеке независимо от его поведения

1 Курсив мой. Ф. С.

Точно так же думаю и я, а именно, что не иметь жизни вечной не значит окончательно утерять самый источник вечной, т. е. вневременной жизни, пребывающей в каждом человеке, — не значит лишиться этого источника безвозвратно, а значит существовать без веры в то, что человек жив им, этим хлебом небесным, — значит уверять себя, что жив чем-то другим — временным, вещественным, материальным,

И пусть не говорят, что человек в наказание за грехи свои может быть лишен жизни вечной или за праведность получить жизнь вечную в награду. Пусть не думают и того, что безразлично, верит или не верит человек в " пребывающий" в нем Дух Божий, дух вечности.

Нет. Жизнь вечная, или, лучше сказать, жизнь вечною стороною своего существа в противоположность жизни временною стороною своего существа не есть награда за праведность, а есть самая праведность, самая жизнь в свете, в истин, жизнь внутри себя (царство Божие внутрь вас есть).

Точно так же и жизнь конечная, жизнь вне вечности, жизнь материальною стороной своего существа в противоположность жизни вечною его стороною, не есть наказание за грехи, за заблуждения, а есть самое заблуждение, самая жизнь во внешности, в кромешности.

Так что далеко не безразлично, в дух ли или в материю верит человек, потому что во что он верить, тем и пользуется, то и имеет. Верит в вечность — и имеет ее, имеет жизнь вечную. Не верит в нее — и не имеет ее, лишает себя ее.

Можно без ошибки сказать, что Бог всегда и в каждом человеке, как это и сказано в Деяниях Апостолов (XVII, 28), что " мы Им живем, и движемся, и существуем".

Но из того, что Бог всегда в человеке, еще далеко не следует, что человек всегда живет в Боге, а следует только то, что иногда не живет в Нем, а иногда живет, как и сказал Христос Своим ученикам: " вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня" (Ев. Иоанна XVI, 16).

То же, что о Бог, можно сказать и о вечности, а именно: Вечность всегда в человеке, ибо действительно истинная жизнь только и почерпается из этого неиссякаемого источника; и только на этом камне, а не на песке временности и телесности и должен быть утверждаем дом истинной жизни.

Но из того, что вечность всегда в человеке, еще далеко не следует, что человек всегда живет вечностью, а следует только то, что иногда живет, а иногда не живет ею. И когда живет ею, тогда признает и чувствует себя вечным, не умирающим и не боится смерти телесной.

А когда не живет ею, тогда считает себя смертным, умирающими и боится, трепещет смерти телесной.

Таково уяснившееся мне истинное понимание идеи жизни вечной, вневременной, которого придерживался и Иоанн Богослов.

Какою непроходимою пропастью отделено это высокое понимание от того, по которому грешнику, хоть раз согрешившему и тем временно пренебрегшему вечною стороною своего существа, уже навсегда прегражден возврат к духовной жизни!

Каким человеконенавистничеством, жестокосердием и несправедливостью, в противоположность этому высокому пониманию идеи вечности, веет от враждебного ему учения, угрожающего вечным наказанием лишь за кратковременное отступление от нравственного закона!

И однако и это истинное отношение к вечности может оказать превратное действие на людей при невежествённом его применении к жизни. Вот уж именно abusus optitni pessimus1, как говорится в одной латинской пословице. Привожу здесь почти дословные выражения, в которых не без иронии откликнулся на мое разъяснение текста Иоанна Богослова один человек, с детского возраста пропитанный ходячими воззрениями:

— " О, коли так, коли всегда при мне жизнь-то вечная и коли всегда при желании могу получить ее, то нечего и торопиться добиваться ее, — коли и без того она от меня не уйдет! Вот поживу в свое удовольствие на этом свете, а на том свете и без всяких стараний с моей стороны унаследую эту самую жизнь вечную; а коли приведет Бог, то и перед смертью успею о ней позаботиться! "

1 Злоупотребление лучшим — худшее.

Что можно ответить людям, способным серьезно подпасть соблазну подобных извращений в суждениях?

Во 1-х, таким людям необходимо разъяснить, что жизни в будущем нет, а что жизнь только в настоящем, и что коли человек в своем настоящем удовлетворен иною жизнью, помимо духовной и вневременной, то нечего ему пока и добиваться этой духовной жизни: " от добра" — хотя и ложного — " добра не ищут". Пусть он сначала хорошенько раскусит то, что он считает за добро, и тогда, отведавши горькую сердцевину этого мнимого добра, уж сам от него отшатнется как чорт от ладана; а отшатнувшись от ложного добра, примется искать добро действительное.

Во 2-х, таким людям можно сказать, что если бы человек и достиг того момента, когда то самое будущее, на которое он то и дело что откладывал свою жизнь в настоящем, превратилось бы для него в настоящее, то и тогда не было бы никакой гарантии в том, чтобы этим настоящим моментом он воспользовался бы надлежащим образом, т. е., чтобы и в этот " настоящий" момент он не отложил бы свою жизнь на дальнейшее будущее и т. д. и т. д. Почем знать, может быть, наша теперешняя земная жизнь как раз и представляет из себя ту ожидавшуюся нами будущую жизнь, на которую мы в далеком и неизвестном нам теперь прошлом откладывали единственно возможную для нас жизнь в настоящем?

Вот в этом-то смысле, т. е., что мы всегда бываем склонны пренебрегать настоящим, манкировать его своими отлагательствами жизни на будущее, и говорить о так называемой загробной жизни Анатоль Франс1, — говорит, что там, за гробом мы окажемся совершенно такими же (т. е. в таком же положении людей, спихивающих свою истинную жизнь в будущее), какими мы были на земле, что и там опять-таки от нас, от нашей свободной воли будет зависеть, принять ли эту вечную, вневременную жизнь или снова оттолкнуть ее в это вечно ускользающее от нас будущее.

1 " Круг Чтения" Л. Толстого, 2 авг., 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...