Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Относительность материалистической точки зрения на мир.




7. Относительность материалистической точки зрения на мир.

Все мы хорошо знаем, что всякий предмет изменяется сообразно с тем, с какой точки зрения мы его наблюдаем. Так, например, трава с точки зрения лилипута представляется лесом. Лес с точки зрения сказочного великана — травою. Море с точки зрения Микромегаса1 представляется лужей, гора — кочкой и т. п.

Отчего же мы не допускаем возможности предположить иную точку зрения на вселенную, кроме материалистической?

Почему мы никак не можем допустить, что Мир сам по себе иной, чем каким мы его себе представляем через призму нашего тела. Ведь мир кажется нам материальным прежде всего по той простой причине, что наблюдаем мы его не непосредственно, а через посредство подобного ему предмета — нашего тела. И материальность есть такое же одностороннее и, главное, относительное свойство мира, зависящее исключительно от точки зрения на него, каким представляется плоскость луны и солнца, белизна дальних гор, синева дальнего леca, одинаковая отдаленность от нас всех светил небесных, неподвижность земли в сравнении с их подвижностью.

Поэтому смерть, сводящую человека с материалистической точки зрения на мир и ставящую его на иную, еще неведомую точку зрения, я уподобил бы такому же превращению, какое испытал бы крот, чудесным образом и внезапно превращенный в человека.

1 Микромегас — герой фантастического рассказа Вольтера.

8. Внешний и внутренний мир.

Весь видимый, внешний мир, хотя он и внешний, все же находится во мне, потому что я же его располагаю в пространственную перспективу. Внешним же я называю его только потому, что помимо него существует во мне еще внутреннее, более важное в сравнении с внешним, — то, что и располагает этот мир в перспективу. Внутреннее — это располагающее, мало того, — сознающее это расположение, сознающее это сознание и т. д., и т. д. Внешнее же — это располагаемое. Внутреннее — это субъект, а внешнее — объект, как говорят философы.

9. Разрозненность и единство.

Вместо того, чтобы жаловаться, что при невидимом единстве людей в духе существует видимая разрозненность их, лучше радуйся, что при видимой разрозненности существует невидимое единство. Ибо тогда как все видимое обречено на гибель и тление, все невидимое пребывает вовек и открывается и делается доступным для нас по мере наших усилий.

10. Современные Никодимы.

Вот что приходится слышать от современных Никодимов по поводу слов Христа о необходимости человеку родиться свыше, — от духа.

— Что это за возрождающий дух, которого и видеть-то нельзя? Не могу верить в то, чего ты не можешь мне0вввввв показать.

Нельзя отрицать существование всего того, чего мы не видим. Вот воздуха мы не видим, однако дышим им. Неизвестно, откуда вдыхаем и куда выдыхаем, — однако попробуй его не признать, попробуй заткнуть рот и нос... и задохнешься. Так же бывает и со всяким, рожденным от Духа. Мы тоже не видим Его и, тем более, не знаем, откуда Он к нам приходить и куда уходит. И однако, если попробуем всецело, т. е. не только на словах, но и на деле отрицать Его, не жить Им, то тоже задохнемся, — задохнемся духовно, лишимся жизни, т. е. дойдем до такого состояния, при котором, благодаря отсутствию духовного блага, и материальные блага потеряют всякую ценность, — жизнь сделается не мила.

— Но откуда приходит к нам животворящий нас Дух? — спрашивает современный Никодим. На это христианин ему отвечает:

— Как поверишь, если буду говорить тебе об источникe происхождения Духа (" о небесах" ), коли ты еще не веришь в самый Дух, который тут на земле животворит тебя? Ведь говорить об источнике Духа, — об Отце, — человеку, не признающему еще присутствия Духа в себе, — т. е. Сына, — это все равно, что говорить о воздушном пространстве человеку, не признающему, что он дышит воздухом. Как перенестись мыслью в воздушное пространство может только тот, кто в своих легких ощущает частицу его, — ибо воздух в легких — все тот же воздух, который наполняет пространство, — так и возвыситься до понимания Бога, Отца, " взойти на Небо", по словам Христа, может только тот, кто имеет в себе частицу этого Неба — Сына Божия, или, лучше сказать, кто ощущает в себе жизнь вечную, в нем пребывающую. Ибо как тот воздух, которым мы дышим, есть все тот же воздух, который наполняет пространство, так и тот Сын Божий, тот свет разумения, которым мы живы, есть все тот же Бог, которым живо все живое и который есть сущность мира.

Вот какое важное значение имеет для нас Дух, нас животворящий! Как же не поставить Его выше всего в миpа? Как не возвеличить, не вознести Его подобно тому, как Моисей вознес змия в пустыне?

Ведь во что верит человек, на том и утверждает себя. Утверждает себя в бренном, хрупком, вещественном, временном, и гибнет вместе с гибелью этого хрупкого, проходит вместе с этим преходящим. Если же утверждает себя в вечном, не имеющем ни начала, ни конца, то и сам приобщается этому вечному " в нем пребывающему", по выражению ап. Иоанна (I посл. III, 15), — пребывает вместе с Ним вне времени и пространства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...