7. Что такое скука?. VII. Путь жизни. 1. Два закона. 2. О страданиях. 3. Крест по силам. 4. Узкий путь жизни. 5. Лестница жизни.
7. Что такое скука? — Что такое скука? — Скука — это такое душевное состояние, при котором человек больше всего поддается иллюзии реальности времени. Вот почему скучающие люди стараются " убивать" время разными способами: развлечениями, отвлечениями и увлечениями. VII. Путь жизни. 1. Два закона. То, в чем человек находится сам, кажется ему существенно отличающимся от того же самого, простирающегося вдаль и благодаря этому наблюдаемого им извне. Так, по утверждению астрономов, мы с нашей планетой; системой и с различаемыми нами в отдельности звездами находимся во млечном пути. И однако простирающейся от нас вдаль тот же млечный путь кажется нам совсем отдельным от всего остального звездного неба. Не так же ли сомнительно кажущееся нам столь несомненным отличие внутренне познаваемого нами нравственного закона от тех внешних: физических, химических и прочих тому подобных законов, которые мы наблюдаем и изучаем вовне? Не представляют ли из себя те внешние законы законченный вид все тех же нравственных законов, внутренне вырабатывать которые призваны мы, люди? 2. О страданиях. Надо глубоко вникнуть в смысл наших страданий. Мы со всех сторон обставлены ими для нашего же блага. Захотел спуститься ниже достигнутого нравственного уровня, — страдания. Захотел подняться выше этого уровня, — страдания (напр., гонения). Захотел стоять неподвижно на одном месте, — страдания от укоров совести. И вот, когда эти укоры становятся более невыносимыми, чем само страдание, тогда человек подвигается вперед, совершенствуется нравственно. 3. Крест по силам. Крест по силам — не тот, который захотел — взял, а не захотел — не взял, а тот, который не могу не принять и не могу сложить с себя. Этот крест по силам. И об этом кресте может знать только сам человек про себя; а со стороны судить о нем никто не может.
4. Узкий путь жизни. Я прежде думал, что под евангельским " узким путем жизни" только и можно разуметь гонения, которым подвергается христианин на пути искания Царствия Божия. Теперь же я понял это выражение глубже. Оказывается, что существуют не только внешние, но и внутренние ограничения, суживающие путь нашей жизни, и эти-то внутренние ограничения именно и заключаются в чрезвычайной трудности выбора не между добром и злом вообще, — нет, не это затрудняет христианина, — а между должным и недолжным поступком в данный момент и притом не вообще для человека, а именно для каждаго данного человека. Христианин всегда умеет разграничить добро от зла вообще, всегда знает, что он должен, а главное, чего не должен делать, потому что в приобретении этого знания видит главную задачу искания истины, но он никогда вперед не знает, как он должен будет поступить в каком-нибудь данном случае, потому что не может предвидеть всех тех сложных мотивов, от которых будут зависеть его действия. И вот в выборе этих мотивов, в умении сообразоваться с ними, пройти между ними подобно моряку, проводящему свой корабль между подводными рифами, и заключается тот узкий, мудреный путь христианина, о котором упоминал Христос. 5. Лестница жизни. Хорошо и удобно подниматься по пологой лестнице, с. каждой ступени которой легко заносить ногу на следующую ступень. Гораздо трудней идти по крутой лестнице, высокие ступени которой утомляют ноги, заставляя слишком высоко поднимать их. Но что бы вы сказали о такой лестнице, каждая ступень которой будет выше роста, человеческого, — о такой лестнице, у которой ни с одной ступени вовсе не видно следующей и поэтому даже неизвестно, существует ли эта следующая или нет?
Наверное вы нашли бы такую лестницу совсем непригодной для восхождения по ней. Но такова сама жизнь. Я хочу этим сказать, что этой последней лестнице подобна жизнь человеческая с ее требованиями нравственных подъемов, сопряженных с нравственным ростом. Поднялся на следующую нравственную ступень, а потом терпи, расти и жди, когда-то ты дорастешь на ней до такого возраста, когда тебе только откроется следующая ступень. А когда откроется, делай усилия, чтобы подняться на нее. А на следующей ступени делай то же самое. И так до самой последней ступени — смерти. 6. О святости и греховности. Для людей, долженствующих по завету И. Христа бесконечно приближаться к бесконечному и потому недостижимому совершенству Отца небесного, не может быть указан предел этому совершенствованию. А из невозможности указать этот предел вытекает невозможность определить границу между грехом и святостью. Так что до какого бы совершенства человек себя ни довел, все же для него останется возможность дальнейшего самосовершенствования, т. е. останется известная доля несовершенства, греха. А также и наоборот: как бы греховен человек ни был, все же для него остается возможность быть еще грешнее, а стало быть, есть в нем известная, хотя бы самая незначительная степень добродетели, с которой он и может начать свое самосовершенствование. Так что как самого совершенного человека нельзя назвать вполне безгрешным, — ибо все же останутся грехи и в нем — так и самого грешного человека нельзя назвать вполне грешным, окончательно погибшим, — ибо все же найдутся зачатки добродетели и в нем. Вот и выходить отсюда, что ни один человек не может быть назван ни святым, ни грешным в безусловном смысле, а как святым, так и грешным. лишь в относительном, приблизительном смысле. Установить неподвижную границу между злом и добром для человека, непрерывно движущегося по пути совершенствования, т. е. все вновь и вновь переоценивающего все свои поступки и даже понятия хорошего и дурного сообразно с все более и более открывающимися для него идеалами добра и правды, — установить неподвижную границу между злом и добром для такого человека — это все равно, что для человека, путешествующего из холодных краев в теплые, определить неподвижную границу между холодом и теплом.
Ведь как у нашего путешественника граница между теплом впереди и холодом сзади движется вместе с ним, так и у человека, совершенствующего сначала свои понятия добра и правды, а потом себя самого, эта граница тоже движется вместе с ним, или, лучше сказать, впереди него, как бы на линии движущегося вместе с ним его нравственного горизонта. Так как все мы, люди, призваны подвизаться по бесконечному пути к совершенству, и ни с кого не может быть потребована работа не по силам, — не по величине " таланта" в притче, то, будучи на разных точках пути по отношению друг к другу, все мы, не исключая самых святых людей, равны по отношению к Богу, ибо равно отдалены от Него на бесконечном пути к Его бесконечному совершенству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|