Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Собственное достояние. 5. Солнце истины. VI. Люди и общественное. 1. Поклонение кумиру "Все" мешает самопознанию.




4. Собственное достояние.

— Все, что вы говорите, все это прекрасно... но ведь все это не ваше, а чужое!

Такими словами имеют обыкновение у нас напутствовать молодых людей, делающих первые шаги на поприще самостоятельного мышления.

Хорошо. Положим, что я не самостоятельно додумался до всего того, что вам высказал, — отвечает молодой человек. Но с другой стороны ведь и ваш склад мыслей и жизни весь сложился не по вашей инициативе, а по давно существовавшему преданию. С другой же стороны, то мое свойство, в силу которого я выбрал между чужим не нечто дурное и глупое, а вот именно то, что вы похвалили, этот дар выбора уж наверное есть не чужое, а мое достояние.

5. Солнце истины.

" Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, ибо буква убивает, a дух животворит" (II Кор. III, 6).

Истина, как солнце, все вновь и вновь восходит над людьми, так что и люди могут все вновь и вновь видеть ее своими собственными духовными очами.

А если это так, то спрашивается, для чего нам не самим, не непосредственно составлять себе понятие о солнце истины, а лишь по тем древним описаниям, которые составлены о нем людьми, жившими тысячу лет тому назад?

Скажут: те люди обладали несравненно лучшим духовным зрением, чем мы.

Но, во-1-х, нельзя этого узнать, если не наблюдать самому и не сопоставлять свои наблюдения с теми, древними. Я хочу этим сказать, что только собственные наблюдения могут дать нам возможность оценить превосходство чужих.

Во-2-х же, если и допустить, что другой человек обладает лучшим, в сравнении смоим, духовным зрением, то все же из этого не следует, чтобы я не должен был пользоваться своим. Нет, я сам должен пользоваться своим духовным зрением, потому что могу смотреть и видеть только собственными как телесными, так и духовными очами.

Тех людей, которым кажется, что они верят не своему, а чужому разуму, дошедшему до них в виде мертвой буквы писанного закона, я вот чему уподоблю: я уподоблю их людям, которые хотя и видели восходящее солнце и с искренней радостью приветствовали его появление на востоке, однако упустили из виду дальнейшее его движение, — его восхождение по небу.

Благодаря этому в то время, когда оно, поднимаясь все выше и выше, продолжало освещать землю все с новых и новых мест небесного свода, они не отрывали своих взоров от места первого его появления, т. е. от востока. Не мудрено, что в этом направлении они видели уже не само солнце, а лишь померкшее изображение его в их же собственных глазах, — то изображение в виде темного круга, которое оставляют за собой светлые предметы после долгого и пристального смотрения на них.

" Но не рискуем ли мы, гоняясь за сомнительным новым, потерять верное и драгоценное старое? "

Такими словами вступаются за мертвую букву слепые почитатели ее.

На это я отвечу, во 1-х, то, что желая людям все вновь и вновь видеть солнце истины собственными духовными очами, я тем самым отнюдь не предлагаю им гоняться только за новизною, т. е. не выражаю пренебрежения к плодам старых, чужих наблюдений, а лишь высказываюсь за критическое отношение к ним. Критическое же отношение к чужим мыслям вполне совмещает пользование как своими, вновь открываемыми, так и чужими, старыми истинами, при том условии, однако, чтобы они вновь были продумываемы людьми.

Во 2-х же, в ответь на опасение потерять верное и драгоценное старое при исключительной погоне за новизной скажу, что опасаться этого нечего, потому что новое, открывающееся в нашей душе, ведь только на нас может производить впечатление новизны, на самом же деле оно же могло открыться в душе человека, жившего за тысячи лет тому назад.

Поэтому не лучше ли для нас добывать эту старую, столь священную для нас истину из самого подлинника духа, с которым мы имеем непосредственное сообщение помимо передачи через время и пространство, — добывать эту истину хотя бы под видом нового, а также сверять с этим подлинником, т. е. обсуждать предлагаемые нам старые истины, нежели под видом старого пользоваться теми позднейшими искажениями истины и наслоениями на ней, которым она не перестает подвергаться со стороны обманывающих и обманутых невежественных людей.

Итак, повторяю, истина — как солнце. Она все вновь и вновь восходить над людьми, все с новых и новых сторон открывается им. Но из того, что это так происходить, она не перестает быть той старой, вечной истиной, дорожа которою, люди ошибочно принимают ее лишь в старых ее проявлениях и выражениях.

Горе им, что они не узнают в других странах света все то же солнце, восхождение которого видели и приветствовали их дальше предки на востока.

VI. Люди и общественное

1. Поклонение кумиру " Все" мешает самопознанию.

Если б только каждый из нас думал о самом себе не то, что думают или записали о нем тотчас по его рождении другие люди, а то, что он действительно есть по своему миросозерцанию и своим чувствам, иными словами: если бы мы правдиво отвечали: самим себе и друг другу на вопрос: кто я? то оказалось бы то, чего, может быть, никто и не ожидает.

— Что же бы оказалось?

А то, что очень скоро разрушился бы кумир, именуемый словом " все". Дело в том, что каждая данная личность, произнося слова и делая дела, уже давно противоречащие ее сокровеннейшим мнениям и требованиям совести, мотивирует свое поведете не тем, что сама считает нужным так говорить и делать, а тем, что " так говорят и делают " все". Если же спросить, кто такое эти " все", то окажется, что совокупность этих всех составлена как раз из личностей подобных данной. Так что А делает дурно потому, что так делает В, а В — потому, что так делает А. Получается заколдованный круг людей, взаимно подражающих друг другу. Препятствие же к выходу из этого круга увеличивается еще тем, что одним людям, более самостоятельным, мешают выходить из круга, убеждая их, что единичные де случаи выделения, неучастия не имеют никакого значения; другим же, менее самостоятельным и всегда примыкающим к более самостоятельным людям, указывают на первых уже как на сознательно участвующих в круге. И как губернаторский бал у Гоголя мог так и не состояться по той причине, что никто из принарядившихся и приготовившихся к нему гостей не хотел являться первым, так может еще долго не осуществиться распадение заколдованного круга взаимно обманывающих друг друга людей, если никто из нас, внутренне, т. е. по совести и разуму, готовых выйти из него, не решится сделать первого шага.

Тот же, кто решится сделать этот необходимый первый шаг, послужит тем столь долго искомым кончиком нитки, взявшись за который, так легко распустить всю сеть взаимного недоразумения между людьми.

А распустится сеть недоразумения, обмана, — обнаружится правда. Правда же в том, что люди не только по регистру, а и сами по себе уже давно христиане, т. е. в несравненно большей степени готовы свободно, без принуждения жить в любви и взаимном согласии друг с другом, чем как это кажется, судя по существующим принудительным формам общежития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...