Основные направления расходования средств на развитие культуры и искусства в России.
Традиционное: финансирование организаций непосредственного ведения. Целевое: — выделение средств на реализацию бюджетных программ и проведение культурных акций; — поддержка деятелей культуры (государственные, губернаторские и т.п. стипендии, премии); 2-1 Фактические расходы на культуру, искусство и кинематографию из федерального бюджета в 1993—1998 гг. были ниже плановых. _ поддержка творческих проектов в области культуры и искусства ^резидентские, губернаторские и т.п. гранты)25. 9 7.5. Формы финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня. За рубежом. Субсидии вызова — вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий, и частично берет на себя ее финансирование, чтобы остальная часть возмещалась заинтересованными участниками. Субсидии возмещения —программа, разрабатываемая нижестоящим органом, частично финансируется из бюджета вышестоящего уровня. Встречные субсидии —централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии из местного бюджета или спонсорские средства. В Российской Федерации. Долевое финансирование — по отношению к тем проектам, которые соответствуют установленным приоритетам и обоснованы подробным финансовым расчетом. Стартовое финансирование — по отношению к тем проектам, которые соответствуют установленным приоритетам, но имеют повышенный риск при реализации, либо не могут быть обоснованы подробными финансовыми расчетами, и последующее финансирование которых возможно по результатам проведенных этапов работ. Опекунское финансирование — по отношению к тем проектам, которые носят инновационный характер и требуют специального сопровождения.
9.2. Финансирование организаций культуры. 9.2.1. Этапы изменения системы финансирования. До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финансирования выделялись три типа организаций: полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телевидение) финансировались по смете в соответствии с бюджетным классификатором статей затрат; 25 С 1997 г. в соответствии с указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" выделяется 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Кроме того, предоставляются специальные фанты для "оддержки отдельных видов искусства. С 2003 г. учреждено семь фантов Президента РФ Для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных коллективов и организаций, осуществляющих деятельность в области музыкального искусства. С 2005 г. учреждено щесть фантов для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллективов народного музыкального и хореофафического искусства. С 2006 г. учреждено ^Диннадцать грантов в области театрального искусства для поддержки наиболее извест-Ь|х, старейших драматических театров (6) и теафальных учебных заведений (5). — самоокупаемые (цирки) — возмещали свои расходы и образовывали прибыль; — дотируемые (все остальные организации культуры) — получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами. С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюджетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.
Попытки совершенствования способов и механизмов финансирования бюджетных учреждений культуры путем внедрения "бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)". В концепции БОР заложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального заказа (задания), определяемого приоритетами соответствующей культурной политики. БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента рационализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов. 9.2.2. Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России26. Каналы финансирования: — прямое бюджетное финансирование; — косвенное бюджетное финансирование; — внебюджетные средства. А) Прямое бюджетное финансирование: — капитальные вложения (инвестиции) — средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение; — бюджетные (текущие) ассигнования — бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение "' Игнатьева Е. Л. Финансирование учреждений культуры в современных экономических условиях // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 0. С. 8-15 (см. Приложение I). ставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной ИМИ ъю В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат уста-^°1 аются принципы определения величины бюджетных ассигнова- наВ, доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. НИ жетные средства используются исключительно через лицевые счета й жетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами
казначейства; — целевое финансирование — бюджетные средства, предоставлен- оворам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного финансирования является финансирование по программам и проектам. Б) Косвенное бюджетное финансирование. Налоговые льготы. Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне. Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот: — освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая — освобождение от уплаты региональных и местных налогов. — закрепление имущества на праве оперативного управления, в — льготные тарифы на коммунальные услуги. — доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.; — кредиты (см. п. 9.2.4.); — благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п. (см. п. 9.3.) Противоречивость норм действующего законодательства относительно доходов, получаемых от ведения деятельности. В ст.47 "Основ" юходы организаций культуры подразделялись на доходы от основных (.платных) видов культурной деятельности и доходы от предпринимательской деятельности. С 2004 года данная формулировка исключена. Для целей налогообложения в НК РФ все доходы, получаемые государ-енными и муниципальными учреждениями от ведения деятельности, Рактуются как доходы от предпринимательской деятельности. И, нако- нец, в БК РФ указанные доходы рассматриваются как неналоговые д0. ходы соответствующих бюджетов. 9.2.3. Основные источники формирования доходов частных некоммерческих и коммерческих организаций культуры.
К основным источникам формирования доходов частных некоммерческих организаций относятся: — регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); — добровольные имущественные взносы и пожертвования; — выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; — дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; — доходы, получаемые от собственности организаций; — целевое финансирование из бюджетов разных уровней; — другие, не запрещенные законом поступления. Более узкий круг возможных источников финансирования коммерческих организаций культуры. Высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступлений коммерческих организаций. Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры. 9.2.4. Кредиты: формы, область и перспективы использования. По форме предоставления можно выделить: — банковский кредит — выдача ссуды под определенный процент — материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду дорогостоящего оборудования на долгосрочный или среднесрочный период; — кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров; — "нецивилизованный кредит" — несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров и работ. Преобладание на современном этапе "нецивилизованного кредита при практически полном отсутствии банковского и материального кредита. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) У кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ). Перспективность развития лизинга в сфере культуры. о 2.5. Направления расходования финансовых средств организаций культуры. расходами признаются обоснованные и документально подтвер- енные затраты (в отдельных случаях— убытки), осуществленные Донесенные) организацией. Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются за-тоаты подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ). Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на расходы связанные с производством и реализацией, и внереализационные
расходы. В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмотрен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ они расходуют бюджетные средства исключительно на: — оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; — перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; — трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; — командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; — оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; — оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Распределение расходов по соответствующим статьям и подстать-^осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Рос-ской Федерации и Указаниями о порядке ее применения, утвер-жЛаемыми Министерством финансов РФ. Современные технологии финансирования организаций (пг> РИМенение организациями культуры технологии фандрейзинга ■ Ривлечения финансовых средств).
Широкая и узкая трактовка фандрейзинга. Фандрейзииг в узком смысле слова— привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Фандрейзинг в широком смысле слова— привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования. Расширительная трактовка фандрейзинга обусловлена спецификой некоммерческих организаций культуры в нашей стране, интегрированных в государственный (муниципальный) сектор 2?. Фандрейзинг как финансовое обеспечение социального партнерства при реализации культурных проектов. Роль бизнес-планов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в организации культуры. 9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре. 9.3.1. Спонсорство. Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспро-странителем2. Спонсорство как вид рекламной деятельности, преследующей экономические цели. Благотворительность. Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию у 29 иной поддержки. Основные признаки благотворительной деятельности: — добровольность; — бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается поддержка не только на безвозмездной, но и на льготной основе); 27 Игнатьева Е. Фандрайзинг в России: Состояние и перспективы // АЛ-менеджер- 28 ФЗ РФ "О рекламе", ст. 19. 29 ФЗ РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. _ направленность на социально-приоритетные цели. Использование труда добровольцев (волонтеров) как форма благотворительности в культуре. Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной ини-тиве без соответствующего денежного вознаграждения, то есть безвозмездно. Целесообразность разработки специальной программы для набора (рекрутирования) и работы с добровольцами. Меценатство как разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования. Законодательные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меценатская деятельность", хотя на практике термин "меценатство" применяется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выделить "меценатство" как культурную категорию и закрепить в законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|