Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления расходования средств на развитие культуры и искусства в России.




Традиционное: финансирование организаций непосредственного ведения.

Целевое:

— выделение средств на реализацию бюджетных программ и про­ведение культурных акций;

— поддержка деятелей культуры (государственные, губернатор­ские и т.п. стипендии, премии);

2-1 Фактические расходы на культуру, искусство и кинематографию из федерального бюджета в 1993—1998 гг. были ниже плановых.


_ поддержка творческих проектов в области культуры и искусства

^резидентские, губернаторские и т.п. гранты)25.

9 7.5. Формы финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.

За рубежом.

Субсидии вызова — вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий, и частично берет на себя ее финансирование, чтобы остальная часть возмещалась заинтересован­ными участниками.

Субсидии возмещения —программа, разрабатываемая нижестоящим органом, частично финансируется из бюджета вышестоящего уровня.

Встречные субсидии —централизованные средства выделяются толь­ко в ответ на субсидии из местного бюджета или спонсорские средства.

В Российской Федерации.

Долевое финансирование — по отношению к тем проектам, кото­рые соответствуют установленным приоритетам и обоснованы подроб­ным финансовым расчетом.

Стартовое финансирование — по отношению к тем проектам, ко­торые соответствуют установленным приоритетам, но имеют повышен­ный риск при реализации, либо не могут быть обоснованы подробными финансовыми расчетами, и последующее финансирование которых воз­можно по результатам проведенных этапов работ.

Опекунское финансирование — по отношению к тем проектам, ко­торые носят инновационный характер и требуют специального сопро­вождения.

9.2. Финансирование организаций культуры. 9.2.1. Этапы изменения системы финансирования.

До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финанси­рования выделялись три типа организаций:

полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телевиде­ние) финансировались по смете в соответствии с бюджетным клас­сификатором статей затрат;

25 С 1997 г. в соответствии с указом Президента РФ "О мерах по усилению государ­ственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" выделяется 100 гран­тов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Кроме того, предоставляются специальные фанты для "оддержки отдельных видов искусства. С 2003 г. учреждено семь фантов Президента РФ Для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных коллективов и организаций, осуществляющих деятельность в области музыкального искусства. С 2005 г. учреждено щесть фантов для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллек­тивов народного музыкального и хореофафического искусства. С 2006 г. учреждено ^Диннадцать грантов в области театрального искусства для поддержки наиболее извест-Ь|х, старейших драматических театров (6) и теафальных учебных заведений (5).


самоокупаемые (цирки) — возмещали свои расходы и образовы­вали прибыль;

дотируемые (все остальные организации культуры) — получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.

С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привле­кать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и полу­чения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюд­жетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полез­ностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюд­жетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.

Попытки совершенствования способов и механизмов финансиро­вания бюджетных учреждений культуры путем внедрения "бюджети­рования, ориентированного на результат (БОР)". В концепции БОР заложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального зака­за (задания), определяемого приоритетами соответствующей куль­турной политики.

БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента ра­ционализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов.

9.2.2. Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России26. Каналы финансирования:

— прямое бюджетное финансирование;

— косвенное бюджетное финансирование;

— внебюджетные средства.

А) Прямое бюджетное финансирование:

капитальные вложения (инвестиции) — средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;

бюджетные (текущие) ассигнования — бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение

"' Игнатьева Е. Л. Финансирование учреждений культуры в современных экономи­ческих условиях // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 0. С. 8-15 (см. Приложение I).


ставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной ИМИ ъю В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат уста-^°1 аются принципы определения величины бюджетных ассигнова- наВ, доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. НИ жетные средства используются исключительно через лицевые счета й жетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами

казначейства;

целевое финансирование — бюджетные средства, предоставлен-
1е на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по до-

оворам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного фи­нансирования является финансирование по программам и проектам.

Б) Косвенное бюджетное финансирование.

Налоговые льготы.

Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате нало­гов на федеральном уровне.

Права органов государственной власти субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления по предоставлению учреждениям куль­туры дополнительных налоговых льгот:

— освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая
поступает в региональные и местные бюджеты;

— освобождение от уплаты региональных и местных налогов.
Государственный курс на сокращение налоговых льгот.
Иные финансовые льготы:

— закрепление имущества на праве оперативного управления, в
отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или огра­
ничения на ставки арендной платы;

— льготные тарифы на коммунальные услуги.
В) Внебюджетные средства:

— доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.;

— кредиты (см. п. 9.2.4.);

— благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п. (см. п. 9.3.)

Противоречивость норм действующего законодательства относи­тельно доходов, получаемых от ведения деятельности. В ст.47 "Основ" юходы организаций культуры подразделялись на доходы от основных (.платных) видов культурной деятельности и доходы от предпринима­тельской деятельности. С 2004 года данная формулировка исключена. Для целей налогообложения в НК РФ все доходы, получаемые государ-енными и муниципальными учреждениями от ведения деятельности, Рактуются как доходы от предпринимательской деятельности. И, нако-


нец, в БК РФ указанные доходы рассматриваются как неналоговые д0. ходы соответствующих бюджетов.

9.2.3. Основные источники формирования доходов частных не­коммерческих и коммерческих организаций культуры.

К основным источникам формирования доходов частных неком­мерческих организаций относятся:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облига­циям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности организаций;

— целевое финансирование из бюджетов разных уровней;

— другие, не запрещенные законом поступления.

Более узкий круг возможных источников финансирования ком­мерческих организаций культуры. Высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступлений коммерческих организа­ций.

Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры.

9.2.4. Кредиты: формы, область и перспективы использования.

По форме предоставления можно выделить:

— банковский кредит — выдача ссуды под определенный процент
на установленный срок;

— материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду доро­гостоящего оборудования на долгосрочный или среднесрочный период;

— кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг) до факти­ческого перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров;

— "нецивилизованный кредит" — несвоевременная оплата органи­зациями культуры коммунальных и других услуг, товаров и работ.

Преобладание на современном этапе "нецивилизованного кредита при практически полном отсутствии банковского и материального кре­дита.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) У кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюд­жетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ).

Перспективность развития лизинга в сфере культуры.


о 2.5. Направления расходования финансовых средств организа­ций культуры.

расходами признаются обоснованные и документально подтвер-

енные затраты (в отдельных случаях— убытки), осуществленные Донесенные) организацией.

Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.

Под документально подтвержденными расходами понимаются за-тоаты подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществ­ления и направлений деятельности организаций подразделяются на рас­ходы связанные с производством и реализацией, и внереализационные

расходы.

В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмот­рен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ они расходуют бюджетные средства исключительно на:

— оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми дого­ворами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

— перечисление страховых взносов в государственные внебюджет­ные фонды;

— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с феде­ральными законами, законами субъектов Российской Федерации и пра­вовыми актами органов местного самоуправления;

— командировочные и иные компенсационные выплаты работни­кам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

— оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрак­тов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Распределение расходов по соответствующим статьям и подстать-^осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Рос-ской Федерации и Указаниями о порядке ее применения, утвер-жЛаемыми Министерством финансов РФ.

Современные технологии финансирования организаций

(пг> РИМенение организациями культуры технологии фандрейзинга ■ Ривлечения финансовых средств).


 




Широкая и узкая трактовка фандрейзинга. Фандрейзииг в узком смысле слова— привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Фандрейзинг в широком смысле слова— привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования. Расширительная трактовка фандрейзинга обусловлена спецификой не­коммерческих организаций культуры в нашей стране, интегрированных в государственный (муниципальный) сектор 2?.

Фандрейзинг как финансовое обеспечение социального партнерст­ва при реализации культурных проектов.

Роль бизнес-планов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в организации культуры.

9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре. 9.3.1. Спонсорство.

Спонсорство — осуществление юридическим или физическим ли­цом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируе­мого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спон­сор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспро-странителем2.

Спонсорство как вид рекламной деятельности, преследующей эко­номические цели.

Благотворительность.

Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыст­ной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию

у 29

иной поддержки.

Основные признаки благотворительной деятельности:

— добровольность;

— бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается под­держка не только на безвозмездной, но и на льготной основе);

27 Игнатьева Е. Фандрайзинг в России: Состояние и перспективы // АЛ-менеджер-
2002. №2. С. 7-11. В настоящее время существует две транскрипции слова "Гашк1га151П# •
Автор придерживается европейского произношения "фандрейзинг", что и получило отра­
жение на страницах настоящего учебного пособия. Использование транскрипции "фанд­
райзинг" в данной статье отражает позицию редакции журнала "Агт-менеджер".

28 ФЗ РФ "О рекламе", ст. 19.

29 ФЗ РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях.
ст. 1,2.


_ направленность на социально-приоритетные цели.

Использование труда добровольцев (волонтеров) как форма благо­творительности в культуре.

Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной ини-тиве без соответствующего денежного вознаграждения, то есть без­возмездно.

Целесообразность разработки специальной программы для набора

(рекрутирования) и работы с добровольцами.

Меценатство как разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.

Законодательные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меце­натская деятельность", хотя на практике термин "меценатство" применя­ется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выде­лить "меценатство" как культурную категорию и закрепить в законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...