Социально-психологические методы.
Социально-психологические методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим н°рмам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. ти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях. Курс на переход от преимущественно административных к пре- 1УЩественно экономическим методам. Это означает учет экономиче- х интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах. 7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры. Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются: — планирование; — финансирование; — ценообразование; — стимулирование. Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системы хозяйствования. 7.5.1. Планирование. — разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом; — разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом; — разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно. 7.5.2. Финансирование. По типу финансирования выделяют: — бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета); — смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников); — самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).
7.5.3. Ценообразование. Цены на услуги культуры могут быть: — регулируемыми органами власти; — свободно устанавливаемыми; — договорными. 7.5.4. Стимулирование. — материальное и моральное; — индивидуальное и коллективное и т.д. 7.6. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры. Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства. Важнейшая черта хозяйственного механизма— степень само-тельности организаций культуры, проявляющаяся через их права иобязанности. В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма ожено соотношение в разное время прав и обязанностей организа-ий культуры и вышестоящих органов управления. Годы военного коммунизма (1917—1921гг.) — попытка огосударст-пения культуры и искусства. Начало формирования системы прямого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры. Годы НЭПа (1922—1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности. Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом. Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.
Конец 80-х — 90-е годы XX века — попытка перехода к экономическим методам управления. 1987 — 1988 годы — театральный эксперимент. С 1989 года— перевод организаций культуры на новые условия хозяйствования18. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах всей страны. Разработка отдельных документов для театров, концертных организаций, культурно-просветительных учреждений. Появление частных организаций культуры. Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия нового Гражданского кодекса РФ Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования. М., 1989. (I ч. — 1994 г., И ч. — 1996 г.), а также Налогового кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.)- Введение в действие Бюджетного кодекса РФ (с 2000 г.)- Государственные и муниципальные учреждения культуры как проводники культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Гарантированное финансирование, налоговые и иные экономические льготы бюджетным учреждениям в обмен на хозяйственную "несвободу". Несформированность рынка культурных услуг в России. Слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственному (муниципальному). Отсутствие адекватных форм государственной поддержки частных некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки: — целевое бюджетное финансирование проектов; — выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе; — расширение налоговых льгот; — предоставление льготных кредитов; — оказание помощи в подготовке кадров; — обеспечение доступа к соответствующей информации. Сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным "поставщиком" услуг культуры на современном этапе. Попытки насаждения рынка "сверху" путем проведения бюджетной реформы. Внесение в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона РФ "Об автономных учреждениях" и соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, предусматривающих преобразование значительной части бюджетных в автономные учреждения. Дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений. Предоставление автономным учреждениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности, при отмене субсидиарной ответственности собственников по их обязательствам. Вместе с тем, преобразование бюджетного учреждения в автономное не предполагает смену собственника, а значит, не повлечет некоммерческую приватизацию.
Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ $.1. Общие положения. 8.1.1-Понятие планирования. Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствования включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения. Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части: _ философия планирования — основное содержание и направлен _ технология планирования — принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов. При этом технология планирования определяется его философией. 8.1.2. Виды планов. А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы. Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы. Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.
В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др. Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). Д) Различают также стратегические и тактические планы.19 Вы- раоотка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование Ратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические аны определяют содержание тактических, а последние, в свою оче- Дь, обеспечивают организацию их выполнения. Тульчинскгш Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2001. С. 242-244 8.1.3. Принципы планирования. Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования. Перспективный подход — постановка целей; ведущая роль перспективных планов. Комплексность: — учет социально-экономической ситуации; — преодоление ведомственного подхода к планированию; — взаимосвязь всех аспектов развития культуры. Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов и пропорций планов. Федерализм —сочетание разработки федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций. Непрерывность планирования — планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели. Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования. 8.1.4. Этапы развития и методы планирования. Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с изменением его "философии": — традиционное (директивное) планирование; — нормативно-целевое планирование; — программно-целевое планирование. Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу №3) Таблица№3 Этапы и методы планирования
Методы планирования. Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.
Иоомативный — обоснование плановых заданий с помощью норм ативов. в научной литературе и на практике отсутствует четкое И " паничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия ,а3тоебляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой У имается научно обоснованная (расчетная) величина, регламенти-"уюшая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), пактеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.) Программный — разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей. 8.1.5. Плановые показатели. Плановый показатель — краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, отражающих различные аспекты развития сферы и организаций культуры. Плановые показатели подразделяются: — по способу установления — на утверждаемые вышестоящим органом, нормативные и расчетные (определяемые самостоятельно); — по содержанию — на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ; — по способу расчета — на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (объем доходов, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д. В практике планирования в сфере культуры могут применяться количественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объемную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, ее качественный уровень). Показатели могут отражать статику (состояние на определенный момент времени) и динамику (изменение за определенный период времени). 8.1.6. Технологические этапы планирования. Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из оторых решаются свои специфические задачи. А) Организационно-подготовительный этап: определение круга исполнителей; — определение сроков разработки; — информационное обеспечение; — методическое обеспечение; Б) Этап разработки проекта плана: — определение целей и задач на планируемый период; — выбор круга показателей и нахождение их конкретных значений; — обоснование механизма реализации плана; — оформление проекта плана; В) Этап согласования и утверждения плана: — согласование плана; — утверждение плана. Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения: — информирование общественности о содержании планов (с использованием СМИ, различных технологий РиЬНс Ке1атло№з); — организация контроля исполнения плана. 8.2. Планирование в сфере культуры. 8.2.1. Директивное планирование. Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автоматически. Данный подход отличает: — неразработанность целевых параметров, слабая целевая ориентация планов; — установление плановых заданий "сверху", регламентация всех сторон деятельности; — слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспечением; — игнорирование специфики и реальных потребностей территорий; — недостаточная обоснованность планов; — отсутствие комплексности планов, которые составлялись по отдельным ведомствам, а внутри системы Минкультуры — по подотраслям. В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись. 8.2.2. Нормативно-целевое планирование. Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формировании целевых установок на длительную перспективу. Достоинства нормативно-целевого подхода: __ усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целе __ разработке планов стал предшествовать предплановой анализ; __ сократилось число централизованно устанавливаемых показа __ повысилась обоснованность планов, так как они стали базиро __ предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на народнохозяйственном уровне в плане создан раздел "Культура и средства массовой информации"); __ усилилась территориальная дифференциация планов. Недостатки нормативно-целевого подхода: — считалось, что стратегическую цель можно количественно измерить, причем при помощи какого-то одного показателя; — предплановый, анализ велся традиционным способом, по подотраслям культуры. Подмена культурных процессов учреждениями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации; — число централизованно устанавливаемых показателей сократилось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению; — система норм и нормативов так и не была внедрена на практике. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы культуры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, невозможностью гарантировать их стабильность в условиях инфляции; — ведомственный подход к культуре по существу не был преодолен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственного плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей; ■ культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании "сверху"; недостаточно прорабатывался механизм реализации планов. В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным агом вперед на пути совершенствования планирования в культуре. 8.2.3. Программно-целевое планирование. Основной формой планирования должны стать программы культурного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам. Внедрение программного метода сдерживалось: — трудностями экономического характера: недостатком финансовых средств, нерегулярностью их поступления; — инерционностью мышления руководителей органов управления и организаций культуры, недооценкой роли программ; — отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ. планирования — основное направление реформирования бюджетного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|