Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цены и ценообразование в культуре.




10.2.1. Экономическая природа и особенности формирования це­ны.

Цена как один из важнейших экономических инструментов хозяй­ствования организаций культуры. Интегрированность цены в общую систему финансового регулирования. Бюджетные ассигнования — осо­бый вид цен, связанный с социальной полезностью услуг культуры. Их сочетание с розничными ценами, по которым услуги культуры оплачи­вает население.

Классическое определение цены как денежного выражения стои­мости товара или услуги.

Отсутствие в сфере культуры прямой, непосредственной связи между ценой и стоимостью. Связь цены со стоимостью опосредована потребительной стоимостью услуги, которая и выступает в качестве ценовой базы. Потребительная стоимость существует в единстве двух форм — индивидуальной и социальной полезности.

Предоставление услуг культуры как в платной, так и в бесплатной форме, часто по льготным ценам, устанавливаемым ниже уровня их ин­дивидуальной полезности.

Отличие льготных цен от низких заключается в том, что низкие це­ны не обеспечивают условий расширенного воспроизводства, но воз­мещают затраты; а льготные цены не обеспечивают условий простого воспроизводства, то есть не полностью возмещают затраты.

Функции цен.

Экономическое содержание цены наиболее полно раскрывается в ее функциях.

Как правило, выделяют следующие функции цены:

— учетная (позволяет измерять затраты на производство и реали­зацию продукции);

— регулирующая (уравновешивает спрос и предложение);

— перераспределительная (обеспечивает перераспределение дохо­дов между секторами экономики, отраслями, регионами, хозяйствую­щими субъектами, группами населения);

— стимулирующая (оказывает поощрительное и сдерживаюше воздействие на производство и потребление продукции).


Специфика функций цен на услуги культуры определяется сущест-ием двух форм их потребительной стоимости—индивидуальной и

альной полезности. Поэтому функции цен в культуре реализуются

нстве и взаимосвязи розничных цен и бюджетных ассигнований.

В целом цены на услуги культуры служат регулятором отношений

пу их производителями, потребителями и государством.

Основные ценообразующие факторы на услуги культуры.

прообразующие факторы — это многообразные условия, в кото­рых формируются структура и уровень цен.

Цены на услуги культуры определяются следующими факторами:

_ уровень затрат на производство и реализацию, существенно раз­
личающийся по регионам и видам услуг;

_ потребительские свойства и качества услуг, а также условия их

представления (место расположения, техническая оснащенность здания, видимость, слышимость и т.д.);

— цены конкурентов на сходные виды услуг;

— платежеспособный спрос населения — потребности людей в данных услугах, обеспеченные денежными средствами; их зависимость от моды, вкусов и пристрастий;

— "бренд"— "раскрученность", известность товарного знака орга­низации, услуги или конкретного деятеля культуры;

— уникальность услуги с точки зрения потребителя, субъектив­ность подобных оценок;

— социальный фактор — общественная потребность в данных ви­дах услуг; политика государства, направленная на обеспечение доступ­ности услуг культуры, прежде всего, для социально незащищенных сло­ев населения;

— психологический фактор — ориентация на психологические ус­тановки учредителей, различных групп потребителей, самих организа­ций культуры;

— временной фактор — дифференциация цен в зависимости от се­на, дня недели, времени суток, новизны услуги.

Все многообразие ценовых факторов можно подразделить на три РУппы: базовые (неконъюнктурные), конъюнктурные (мода, вкусы, Р Дпочтения потребителей и др.), регулирующие, связанные с государ­ственной политикой.

тсутствие реальной заинтересованности руководства государст-* и муниципальных учреждений культуры в эффективном по­льзовании ценовых рычагов.

нИи V ентация коммерческих организаций культуры при установле-ня цен, в основном, на платежеспособный спрос населения.


Меньшая эластичность (степень изменения) спроса на услуги куль туры относительно динамики цен по сравнению с другими отраслями Повышение роли неценовой конкуренции на рынке услуг культуры Значимость стратегии продвижения и других маркетинговых факторов Влияние рекламы на устанавливаемый уровень цен. Смещение акцентов с создания качественных услуг на способы их продвижения.

Процедура и методы ценообразования подробно рассматриваются в работах по маркетингу.

Ценовая политика.

/ этап (до середины 80-х годов XX века). Государственное регули­рование. Централизованно (директивно) устанавливаемые цены.

Достоинства: стабильность цен, доступность услуг культуры.

Недостатки: снижение уровня цен относительно реальных дохо­дов населения, затрат самих организаций культуры, цен на другие това­ры и услуги. Их недостаточная дифференциация и гибкость.

2 этап (с середины 80-х годов XX века). Переход к системе гибких цен в общем контексте финансового регулирования. Усиление диффе­ренциации цен. Появление возможности стимулирования посещаемости населением учреждений культуры, повышения их доходов.

Серединаконец 80-х годов XX века — широкое использование системы надбавок и скидок к действующей цене.

Система надбавок и скидок позволяла учитывать конкретную си­туацию, различные аспекты культурной деятельности. Введение систе­мы надбавок и скидок не предполагало обязательное их применение.

Каждое учреждение культуры, исходя из конкретных условий, мог­ло по своему усмотрению:

— использовать или не использовать надбавки и скидки;

— использовать для всех услуг или только для некоторых из них;

— использовать ежедневно или в определенные дни недели.

С начала 90-х годов XX века — свободное ценообразование. Само­стоятельность организаций культуры в установлении цен на их плат­ные услуги и продукцию, включая цены на билеты (ст. 52 "Основа-Льготные цены для отдельных категорий потребителей при посещении ими платных мероприятий, проводимых организациями культуры. По­рядок предоставления льгот определяется органами власти, в ведении которых находятся организации культуры.

Необходимость дальнейшего совершенствования цен на услуги культуры, усиления их гибкости и дифференциации.


Тема 11. ОПЛАТА ТРУДА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением новления и осуществления работодателем выплат работникам за их У в соответствии с законами, иными нормативными правовыми ак-и коллективными договорами, соглашениями, локальными норма­тивными актами и трудовыми договорами.

11.1. Экономическая природа заработной платы. 11.1.1. Понятие и функции заработной платы.

Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимули­рующего характера.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — гарантируемый федеральным законом размер месячной зара­ботной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одно­временно на всей территории Российской Федерации федеральным за­коном.

МРОТ обеспечивается:

— в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета;

— в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов;

— в других организациях — за счет собственных средств.
Функции заработной платы.

Гарантирующая — должна обеспечивать прожиточный минимум трудоспособного человека.

Стимулирующая — должна стимулировать улучшение как коли­чественных, так и качественных показателей деятельности работника. 4.1.2. Двойственный характер заработной платы в культуре. С одной стороны, зарплата зависит от количества и качества затра-иваемого труда. С другой стороны, ее уровень определяется результа-ами тРУда в материальном производстве (в связи с существующими ^Распределительными отношениями).


 




Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...