Цены и ценообразование в культуре.
10.2.1. Экономическая природа и особенности формирования цены. Цена как один из важнейших экономических инструментов хозяйствования организаций культуры. Интегрированность цены в общую систему финансового регулирования. Бюджетные ассигнования — особый вид цен, связанный с социальной полезностью услуг культуры. Их сочетание с розничными ценами, по которым услуги культуры оплачивает население. Классическое определение цены как денежного выражения стоимости товара или услуги. Отсутствие в сфере культуры прямой, непосредственной связи между ценой и стоимостью. Связь цены со стоимостью опосредована потребительной стоимостью услуги, которая и выступает в качестве ценовой базы. Потребительная стоимость существует в единстве двух форм — индивидуальной и социальной полезности. Предоставление услуг культуры как в платной, так и в бесплатной форме, часто по льготным ценам, устанавливаемым ниже уровня их индивидуальной полезности. Отличие льготных цен от низких заключается в том, что низкие цены не обеспечивают условий расширенного воспроизводства, но возмещают затраты; а льготные цены не обеспечивают условий простого воспроизводства, то есть не полностью возмещают затраты. Функции цен. Экономическое содержание цены наиболее полно раскрывается в ее функциях. Как правило, выделяют следующие функции цены: — учетная (позволяет измерять затраты на производство и реализацию продукции); — регулирующая (уравновешивает спрос и предложение); — перераспределительная (обеспечивает перераспределение доходов между секторами экономики, отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами, группами населения);
— стимулирующая (оказывает поощрительное и сдерживаюше воздействие на производство и потребление продукции). Специфика функций цен на услуги культуры определяется сущест-ием двух форм их потребительной стоимости—индивидуальной и альной полезности. Поэтому функции цен в культуре реализуются нстве и взаимосвязи розничных цен и бюджетных ассигнований. В целом цены на услуги культуры служат регулятором отношений пу их производителями, потребителями и государством. Основные ценообразующие факторы на услуги культуры. прообразующие факторы — это многообразные условия, в которых формируются структура и уровень цен. Цены на услуги культуры определяются следующими факторами: _ уровень затрат на производство и реализацию, существенно раз _ потребительские свойства и качества услуг, а также условия их представления (место расположения, техническая оснащенность здания, видимость, слышимость и т.д.); — цены конкурентов на сходные виды услуг; — платежеспособный спрос населения — потребности людей в данных услугах, обеспеченные денежными средствами; их зависимость от моды, вкусов и пристрастий; — "бренд"— "раскрученность", известность товарного знака организации, услуги или конкретного деятеля культуры; — уникальность услуги с точки зрения потребителя, субъективность подобных оценок; — социальный фактор — общественная потребность в данных видах услуг; политика государства, направленная на обеспечение доступности услуг культуры, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения; — психологический фактор — ориентация на психологические установки учредителей, различных групп потребителей, самих организаций культуры; — временной фактор — дифференциация цен в зависимости от сена, дня недели, времени суток, новизны услуги.
Все многообразие ценовых факторов можно подразделить на три РУппы: базовые (неконъюнктурные), конъюнктурные (мода, вкусы, Р Дпочтения потребителей и др.), регулирующие, связанные с государственной политикой. тсутствие реальной заинтересованности руководства государст-* и муниципальных учреждений культуры в эффективном пользовании ценовых рычагов. нИи V ентация коммерческих организаций культуры при установле-ня цен, в основном, на платежеспособный спрос населения. Меньшая эластичность (степень изменения) спроса на услуги куль туры относительно динамики цен по сравнению с другими отраслями Повышение роли неценовой конкуренции на рынке услуг культуры Значимость стратегии продвижения и других маркетинговых факторов Влияние рекламы на устанавливаемый уровень цен. Смещение акцентов с создания качественных услуг на способы их продвижения. Процедура и методы ценообразования подробно рассматриваются в работах по маркетингу. Ценовая политика. / этап (до середины 80-х годов XX века). Государственное регулирование. Централизованно (директивно) устанавливаемые цены. Достоинства: стабильность цен, доступность услуг культуры. Недостатки: снижение уровня цен относительно реальных доходов населения, затрат самих организаций культуры, цен на другие товары и услуги. Их недостаточная дифференциация и гибкость. 2 этап (с середины 80-х годов XX века). Переход к системе гибких цен в общем контексте финансового регулирования. Усиление дифференциации цен. Появление возможности стимулирования посещаемости населением учреждений культуры, повышения их доходов. Середина — конец 80-х годов XX века — широкое использование системы надбавок и скидок к действующей цене. Система надбавок и скидок позволяла учитывать конкретную ситуацию, различные аспекты культурной деятельности. Введение системы надбавок и скидок не предполагало обязательное их применение. Каждое учреждение культуры, исходя из конкретных условий, могло по своему усмотрению: — использовать или не использовать надбавки и скидки; — использовать для всех услуг или только для некоторых из них; — использовать ежедневно или в определенные дни недели.
С начала 90-х годов XX века — свободное ценообразование. Самостоятельность организаций культуры в установлении цен на их платные услуги и продукцию, включая цены на билеты (ст. 52 "Основа-Льготные цены для отдельных категорий потребителей при посещении ими платных мероприятий, проводимых организациями культуры. Порядок предоставления льгот определяется органами власти, в ведении которых находятся организации культуры. Необходимость дальнейшего совершенствования цен на услуги культуры, усиления их гибкости и дифференциации. Тема 11. ОПЛАТА ТРУДА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением новления и осуществления работодателем выплат работникам за их У в соответствии с законами, иными нормативными правовыми ак-и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. 11.1. Экономическая природа заработной платы. 11.1.1. Понятие и функции заработной платы. Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. МРОТ обеспечивается: — в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета; — в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ; — в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов; — в других организациях — за счет собственных средств. Гарантирующая — должна обеспечивать прожиточный минимум трудоспособного человека. Стимулирующая — должна стимулировать улучшение как количественных, так и качественных показателей деятельности работника. 4.1.2. Двойственный характер заработной платы в культуре. С одной стороны, зарплата зависит от количества и качества затра-иваемого труда. С другой стороны, ее уровень определяется результа-ами тРУда в материальном производстве (в связи с существующими ^Распределительными отношениями).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|