Виды программ культурного развития.
Программы культурного развития могут быть федеральными, региональными и территориальными (муниципальными). Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых программами разного уровня. Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета. Региональные программы позволяют определить стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов. Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской окРуг, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно Для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из местных бюджетов. Большое значение имеет взаимодействие между органами управле-Ия кУльтурой разного уровня в области разработки и реализации программ. Основные федеральные программы в области культуры. Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусст-ва Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год. Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение Ультуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)". Прида- ние ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.) Федеральная целевая программа "Культура России (2001— 2005 гг.)". Федеральная целевая программа "Культура России (2006— 2010 гг.)".
Ее основные разделы. 1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия. 2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований. 3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества. 4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности. 5. Обеспечение культурного обмена. 6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры. 7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок. 8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций. 9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации. 10. Научное, организационное и информационное обеспечение федеральной целевой программы "Культура России (2006—2010 гг.)". Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных). ФЦП, в которые могут "вписываться" субъекты культурной деятельности: — "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы"; — "Социальное развитие села до 2010 года"; — "Дети России" (2003—2006 гг.); — "Электронная Россия (2002—2010 гг.)"; — "Жилище" на 2002—2010 гг. и др. Количество ФЦП в перспективе будет значительно сокращено в соответствии с основными приоритетами развития страны. Предполагается совершенствование методологии и процедуры их разработки и реализации. Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) является одним из разделов федерального бюджета. В рамках ФАИП финансируется строительство, реконструкция или техническое перевооружение объектов культуры вне зависимости от подчиненности. 8.3-4. Типы программ. Реформирование бюджетного процесса предполагает разработку х типов бюджетных программ: федеральных (региональных, муници-
Д ьных) целевых и ведомственных целевых программ. Они едины по инципам формирования и реализации, но различаются по содержанию и статусу. Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, являются: __ четкая формулировка цели программы, соответствующей пол __ описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программ; — наличие системы показателей для измерения результатов программы; — обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям; — описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности. Программы первого типа рассмотрены в пункте 8.3.3. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием. Достоинства: не требуется утверждение органами законодательной и исполнительной власти разного уровня, расширяются полномочия органов управления культурой в администрировании программных расходов по сравнению со сметными расходами. Недостатки: более низкий статус, возможность досрочного прекращения их реализации по инициативе экономических ведомств. Ведомственные целевые программы могут быть утверждаемыми и аналитическими. Под утверждаемой ведомственной целевой программой понимается утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной так-ической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюд-ета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая рограмма является самостоятельным документом.
Аналитическая ведомственная целевая программа — выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ определяется Правительством РФ.21 8.3.5.Важнейшие особенности и преимущества программ. Отличие программ от традиционных планов. Выступают инструментом самопланирования, реализации собственной культурной политики (страны, региона и т.д.). Направлены на достижение определенных целей, решение конкретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и сознательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурного развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме. Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей. Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным. Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную разобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация действий и ресурсов всех участников. Для реализации программ культурного развития требуется привлечение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ. Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при определении объемов финансирования. К программному методу примыкает социально-культурное проектирование. "Проект — это идея, реализуемая в процессе, дающем опре-деленные результаты". Таким образом, проект включает в себя замысел, средства его реализации и получаемые результаты. Основные характеристики проекта. 1. Ориентирован на достижение определенных целей. 21 Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о разработке, ут
22 Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, марке ? Ограничен четкими временными рамками. 3 Предполагает систему взаимосвязанных действий. 4 Имеет разовый характер, уникален, неповторим. 5 Дает определенные результаты, сопряжен с изменениями. В целом, проектный метод достаточно близок по сути, но отличается от программного подхода. 8.4. Планирование в организациях культуры. 8.4.1.Директивное планирование. Данный этап характеризует: __ отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования; __ избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативного маневрирования ресурсами; — установление значений плановых показателей методом "от достигнутого уровня"; — отсутствие прямой связи между планируемым объемом финансирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезали стимулы к более эффективной работе, появлялись иждивенческие настроения. В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — проявление затратного метода хозяйствования. 8.4.2. Нормативно-целевое планирование. Указанный этап отличает: разработка пятилетних планов экономического и социального развития; — появление целевой стадии планирования; — отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь контрольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов; попытка перехода к планированию на основе стабильных экономических норм и нормативов. 8.4.3.Программно-целевое планирование. На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабаты-ают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений). Перспективное планирование осуществляется путем разработки це-ых программ. Перспективы развития определяются исходя из мис-> Целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных рческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-изводственного и социального развития организации. Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц). Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития организации. Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат текущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).
К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы. Инвестиционный план отражает объемы и направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры. Смета — план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность в течение текущего года. В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов коммерческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то время как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целевые поступления, доходы от предпринимательской деятельности). Существует взаимосвязь планов творческой и экономической деятельности. При изменении объемов финансирования возможна корректировка творческих планов. План социального развития включает вопросы формирования кадров (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшения условий труда и отдыха работников. План внешнеэкономической деятельности составляется организациями, которые участвуют в проведении мероприятий для развития международных культурных связей. Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организации культуры. Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организация, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения. Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характеристика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; организационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков. Тема 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ финансирование — выделение денежных средств из определенных очников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и конструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и другие нужды. финансирование является ключевым вопросом экономики культу- Вычленяют две составные части процесса финансирования: __ формирование финансовых средств; __ использование финансовых средств. Вопросы финансирования рассмотрены на уровне сферы и на уровне организаций культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|