Анализ прибыли и рентабельности предприятия
В действующей на РУП «Белтелеком» системе хозяйствования основным показателем, характеризующим в денежной форме конечные результаты производственно - хозяйственную деятельность предприятия, является прибыль. Прибыль является конечным положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль является основным источником средств предприятия. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от множества факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. На каждом предприятии должен проводиться систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Данный анализ имеет значение для самого предприятия. Задачами анализа формирования прибыли являются: – оценка плана (прогноза) прибыли и выбор наилучшего варианта; – анализ выполнения плана по прибыли и её динамики; – выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества; – изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли; выявление резервов роста прибыли; – разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия. Оценку валовой прибыли, анализ ее состава, структуры и динамики в РУП «Белтелеком» за 2006-2008 г. проведем в аналитической таблице 2.6. В связи с отсутствием плановых значений проведенный анализ упрощен. В качестве плановых значений берутся значения прошлого года. В процессе анализа будем использовать следующие показатели прибыли: прибыль отчетного периода, прибыль от реализации продукции, прибыль от операционных доходов и расходов, прибыль от внереализационных доходов и расходов.
Таблица 2.6 – Анализ состава, структуры, факторы формирования прибыли за 2006-2008 г. РУП «Белтелеком»
Из таблицы 2.6 видно, что в составе прибыли РУП «Белтелеком», наибольший удельный вес по своему абсолютному и относительному показателю занимает прибыль, полученная по основному виду деятельности предприятия реализации услуг, продукции, данный показатель выше, чем сама прибыль отчетного периода в 2008 г. данный показатель составил 219045 млн. р. и в абсолютной сумме по сравнению с 2007 г. увеличился на 32109 млн. р. или рост составил 17,17%, а по сравнению с 2006 г. темп роста составил 32,86% или в абсолютной сумму выше на 54178 млн. р. В структуре рассматриваемого показателя наблюдается следующая тенденция: произошло снижение удельного веса от операционных доходов и расходов при значительном снижение удельного веса прибыли от внереализационных доходов и расходов по данной статьям предприятие получило убыток. Основным фактором формирования прибыли до налогообложении является следующие показатели: из-за увеличения прибыли от реализации услуг, продукции отчетного периода увеличило прибыль по сравнению с 2006 г. на 33904 млн. р., по сравнению с 2007 г. на 36259 млн. р. предприятием получен убыток как и предшествующих периодах от операционных доходов и расходов, по внереализационным доходам и расходам в размере 730 млн. р., основная статья расходов это списание курсовых и суммовых разниц.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании. Рентабельность определяется различными показателями, характеризующими финансовые результаты и эффективность деятельности организации. В таблице приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости, включая управленческие и коммерческие расходы, и прибыли от реализации к объему реализации. Данные для расчета возьмем из отчета о прибылях и убытках за 2007-2008 г., данные расчета представим в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Расчет показателей рентабельности реализованной продукции РУП «Белтелеком» за 2006-2008 гг.
В результате анализа показателей рентабельности проданных товаров, можно сделать следующие выводы. Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам, в отчетном периоде составила 80,16% и увеличилась по сравнению с предшествующим периодом на 16,18%, а по сравнению с 2006 г. на 38,52%. Это значит, что фактически на один рубль, вложенный в переменные затраты произведенной и реализованной продукции, получено 80,16 коп. валовой прибыли, что больше на 16,18 коп. аналогичного показателя предшествующего года, и больше на 38,52 коп. показателя за 2006 г.
Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к выручке – нетто от реализации продукции, в отчетном периоде составила 44,49%, и увеличилась по сравнению с предыдущем периодом на 5,47%, и по сравнению с 2006 г. увеличилась на 15,09%. Из этого следует, что на один рубль выручки – нетто приходилось 44,49 коп. валовой прибыли, вместо 39,02 коп. предшествующего периода и 29,4 коп. за 2006 г. Рентабельность, исчисленная по прибыли от реализации к полной себестоимости продукции (себестоимость реализованной продукции по прямым и переменным затратам + коммерческие и управленческие расходы) увеличилась на 0,63% по сравнению с предшествующим периодом, то есть фактическая прибыль от реализации на один рубль полной себестоимости составил 20,63 коп., вместо 20,0 коп. прошлого года и 19,34 коп. за 2006 г. На предприятие за отчетный период показатель рентабельности реализованной продукции, исчисленной по валовой прибыли, прибыли от реализации и нераспределенной прибыли по отношению к себестоимости и выручки увеличилась по сравнению с 2007 г. и 2006 г. Влияние факторов на данный показатель рентабельности рассчитаем методом цепных подстановок, использую следующую факторную модель рентабельности.
R=ПР/(Спр+КУр) 100 (2.2)
где ПР – прибыль от реализации, Спр – себестоимость реализованных товаров по прямым переменным затратам, Кур – сумма коммерческих и управленческих расходов. – снижение себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам; ∆RСпр= Rусл2- Rусл1 = 25,92-25,69=+0,23%;
– увеличение управленческих расходов;
∆RКУр= R2008- Rусл2 = 20,63-25,92=-5,29%;
Балансовая увязка +1,29%=+6,35+0,23+(-5,29)=+1,29%. Следовательно на предприятии рентабельность исчисленная по прибыли от реализации к полной себестоимости продукции увеличилась на 1,29%, за счет увеличение прибыли от реализации рентабельность увеличилась на 6,35%, снижение себестоимости реализованной продукции по прямым материальным затратам увеличила рентабельность на 0,23%, а за счет увеличение управленческих расходов рентабельность снизалась на 5,29%.
Изменение рентабельности за счет: – увеличение прибыли от реализации;
∆Rпр= Rусл1- R2007 = 23,43-20,0=+3,43%;
– увеличение себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам;
∆RСпр= Rусл2- Rусл1 = 22,78-23,43=-0,65%;
– увеличение управленческих расходов;
∆RКУр= R2008- Rусл2 = 20,63-22,78=-2,15%;
Балансовая увязка +0,63%=+3,43+(-0,65)+(-2,15)=-+0,63%. Следовательно на предприятии рентабельность исчисленная по прибыли от реализации к полной себестоимости продукции увеличилась на 0,63%, за счет увеличение прибыли от реализации рентабельность увеличилась на 3,43%, увеличение себестоимости реализованной продукции снизила рентабельность на 0,65%, а за счет увеличение управленческих расходов рентабельность снизалась на 2,15%. Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от реализации к выручки – нетто, в отчетном периоде составила 17,1%, и увеличилась по сравнению с предшествующим периодом на 0,44%, а по сравнению с 2006 г. увеличилась на 0,9%. Изменение рентабельности за счет: – увеличение прибыли от реализации;
∆Rпр= Rусл- R2007 = 19,53-16,66=+2,87%;
– изменение структуры реализованной продукции;
∆RВ= R08-Rусл = 17,1-19,53=-2,43%;
Балансовая увязка +0,44%=2,87+(-2,43)=+0,44%. Таким образом, основные причины снижение рентабельности – резкое увеличение издержаемкости оказанных услуг, а увеличение произошло за счет увеличение прибыли от реализации. В целом рентабельность по РУП «Белтелеком» сложившуюся за 2006 – 2008 гг., низкой назвать нельзя, наилучший год является 2008. Аналогично, осуществляется факторный анализ рентабельности операционного капитала. Взаимосвязь факторов с уровнем рентабельности операционного капитала можно записать в виде следующей модели:
, (2.3)
где Прп – прибыль от основной операционной деятельности, KL – сумма операционного капитала, В – выручка от реализации, Коб – коэффициент оборачиваемости операционного капитала. Для факторного анализа составим таблицу 2.8.
Таблица 2.8 – Исходные данные для анализа операционного капитала РУП «Белтелеком» за 2006-2008 гг.
На предприятии за отчетный период среднегодовая сумма среднегодовая сумма остатков денежных средств на расчетном счете увеличилась на 5 995 млн. р. по сравнению с 2007 г. и на 6 756 млн. р. по сравнению с 2006 г. Коэффициент оборачиваемости в отчетном периоде снизился на 4,44 раз по сравнению с 2007 г. и на 1,43 раза по сравнению с 2006 г. Соответственно на предприятии увеличилась длительность одного оборота операционного капитала так за отчетный период она составила 8,22 дн. и увеличилась по сравнению с 2007 г. на 0,75 дн. и 0,26 дн. по сравнению с 2006 г. Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости капитала определяется умножением однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности оборота:
, (2.4)
где Сумма_оборота – среднегодовая сумма операционного капитала, млн. р.; ∆Поб – изменение продолжительности оборота, дн.
,
дополнительно вовлечено средств по сравнению с 2006 г.
,
дополнительно вовлечено средств по сравнению с 2007 г. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. в связи с замедлением оборачиваемости оборотного капитала на 0,26 дня произошло дополнительно вовлечено средств в оборот предприятия в размере 20,852 млн. р., а по отношению к 2007 г. пришлось дополнительно вовлечь дополнительную сумму в размере 60,15 млн. р. Если бы капитал оборачивался в отчетном году не 8,22 дн., а за 7,47 дн. как за 2007 г. то для обеспечения фактической выручки в размере 1280723 млн. р. потребовалось бы иметь в обороте не 29273 млн. р. оборотного капитала, а 29212,85 млн. р, т.е. на 60,15 млн. р. меньше. На предприятии наблюдается рост рентабельности операционного капитала и рентабельности оборота, данный рост связан со значительными темпами ростом прибыли отчетного по отношению к росту среднегодовой сумме операционного капитала и роста выручки от реализации, так за отчетный период темп прироста прибыли составил 29,61% по отношению к 2007 г, а по отношению к 2006 г. Темп прироста составил 46,1%, а темп прироста среднегодовой суммы операционного капитала в 2008 г. составил 25,75%, по отношению к 2006 г. 30,0%, темп прироста выручки составил в 2008 г. 14,2%, а по отношению к 2006 г 25,88%, это положительная тенденция в деятельности предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|