Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Греческая культура доклассической эпохи.




I Введение

Программа курса предлагается для чтения на факультете искусствоведения и культурологии. Теоретическим принципом, положенным в основу концепции данного курса, является принцип системного подхода и герменевтического анализа историко-культурных текстов, фактов и феноменов. Такой подход не сводит историю культуры к истории отдельных феноменов (науки, искусства, религии, философии, повседневности и т.п.), но воплощает ее целостность.

Цель курса: анализ истории культуры как объективного процесса, выявление внутренних закономерностей функционирования и постепенного разворачивания смыслового содержания культуры.

Задачи курса:

· создание целостного образа исторического движения культуры;

· воспроизведение исторически меняющихся культурных парадигм;

· выделение системы ценностей, как смыслового ядра каждой из культурных парадигм;

· определение изменений, которым подвергается картины мира, образ человека и его место в социальном и природном континууме в связи со сменой культурных парадигм;

· выявление многоаспектных взаимодействий культур с социальными системами, историческим процессом;

 

Проблематика курса органически связанна с блоком дисциплин гуманитарного и философского цикла: историей литературы, историей Отечества, историей религии, историей философии, теорией и социологией культуры. Это позволяет проводит типологический анализ различных феноменов культуры, опираясь на знание конкретного материала.

Материал курса охватывает всю историю культуры от ее зарождения до сегодняшнего дня. Совмещение исторического рассмотрения с проблемно-концептуальным анализом дает возможность прослеживать логику развития культуры. В изложении материала сделан упор на внутрикультурные связи (социокультурные факторы, поведение, философия, религия, наука, искусство), демонстрирующие системный характер каждого этапа в развитии античности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

· Знание историко-фактологического материала;

· Знание основных этапов в развитии культуры и их особенностей;

· Обладание навыками установления внутрикультурных системных взаимосвязей;

· Умение фиксировать логику историко-культурного процесса;

· Умение видеть мировоззренческий смысл и культурологическую подоплеку социально-исторических процессов;

· Демонстрация навыков семиотического и герменевтического анализа различных явлений культуры.

 

 

ЧАСТЬ 1 ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНИЕ ВЕКА.

(канд. филос. наук, доцент Т.А. Кемерова, канд. филос. наук, доцент Е.В.Орел)

II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1. РАННИЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Предпосылки и условия возникновения культуры в первобытном обществе.

Культурогенез, его основные этапы. Периодизация первобытной культуры.

Формы регуляции социального поведения. Тотем и табу. Культ предков как средство сохранения и передачи коллективного опыта. Первобытная культура как постфигуративный тип (по М.Мид). Обряд инициации и его значение как акта социализации.

Особенности первобытного мышления. Концепция партиципации и прелогического мышления Леви-Брюля и ее критики. Синкретизм первобытного мышления и культуры в целом. Невыделенность человека из окружающего мира и неразделенность духовно-практического освоения мира. Миф как универсальная модель мира. Логика и функции мифа. Понятия сакрального и профанного в мифе. Бинарные оппозиции мифа. Способы восприятия пространства и времени в первобытной культуре.

Место магии в ранних культурах. Природа магического мышления. Исследования Дж.Фрезэра, Б.Малиновского, С.А.Токарева. М.Элиаде. Основные виды и сферы применения магии в первобытном обществе. Личность и функции шамана. Магия и «практическое естествознание» первобытной эпохи.

Изобразительное искусство первобытной эпохи. Находки в пещерах Ласко, Монтеспан, Нио. Сюжеты и композиционные приемы живописи. Тема зверя и человека в первобытном искусстве. Основные концепции происхождения искусства.

 

 

ТЕМА 2. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему. Кризис присваивающего хозяйства и предпосылки неолитической революции (природно-климатические, технологические, социальные). Развитие орудийной деятельности, появление новых орудий труда и изменение технологий. Первое крупное общественное разделение труда. Ремесло – изобретение человека.

Становление новой социальности – семейно-соседской или протокрестьянской общины. Доместикация и ее значение. Новые типы поселений, изменение характера жилища. Древнейшие города (Иерихон, Чатал-Хююк), их функции. Появление социальной иерархии, государства, писаного права. Письменность как один из важнейших признаков цивилизации. Виды древних письмен.

Трансформация мифа, появление новых сюжетов и персонажей. Миф и религии древности. Новые темы в изобразительном искусстве.

Неолитическая революция как фактор стабилизации человеческого питания и изменения рациона. Демографическая ситуация накануне и после смены типов хозяйства. Миграция как следствие увеличения численности человечества и ее значение для развития культуры: освоение новых территорий и новых видов деятельности, рост культурного многообразия.

«Керамическая» революция. Два основных способа ручного изготовления керамики. Изобретение гончарного круга.

Разнообразие путей перехода от первобытности к цивилизации. Аграрные цивилизации, их особенности. Культура кочевых (пастушеских) народов.

Особенности культуры кочевников: племенной характер социальности, высокий уровень сплоченности коллектива, «зооморфное» восприятие мира (например, верблюд как модель мира у бедуинов), преобладающее движение в пространстве, а не во времени, мобильность. Сборно-разборная конструкция жилища кочевников. Особенности искусства кочевых народов. Художественные средства визуализации социальной иерархии. Универсальная эстетизация всей предметной среды. Проблемы взаимоотношений оседлых земледельцев и кочевников. Библейская история Авеля и Каина, ее исторические параллели. Культура кочевников на примере скифо-сибирского типа.

 

ТЕМА 3 ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА

Месопотамия

Общая характеристика древних земледельческих цивилизаций Востока. Роль великих рек.

Открытие древних цивилизаций Месопотамии. Древнейшие центры шумерской цивилизации – города Ур. Урук, Эреду, Лагаш, Ниппур. Ирригационное земледелие как основа многоотраслевой экономики. «Земледельческий талант» древних шумеров. «Календарь земледельца». Роль письменности в развитии культуры. Особенности шумерского письма.

Мифология и религия Древнего Шумера. Главные персонажи пантеона (Ан. Энки. Энлиль, Инанна). Понятие «ме», его роль в религиозно-этической системе Шумера. Судьбы богов и судьбы людей. Космогония шумеров, легенда о потопе. Мир земной и подземное царство. Цикл сказаний об Инанне.

Свадебные песни, любовная лирика, элегии, басни. Шумеро-аккадский эпос о Гильгамеше.

Шумерская притча об «Иове»: сходство и различия с библейским текстом. Законы и моральные нормы шумерского общества (на примере таблички о трех убийцах и жене убитого).

Зарождение научных знаний, прикладной характер знания. Создание календаря, развитие астрономии, математики. Ремесла, строительство, архитектура, изобразительное искусство древних цивилизаций Месопотамии.

 

Индия

Основные этапы развития культуры Индии (доарийский период, ведическая культура ариев, эпоха буддизма, индуистская культура).

Становление Индской цивилизации, роль природно-географических факторов в этом процессе. Крупнейшие центры городской культуры – Хараппа и Моженджо-Даро. Характер цивилизации. Консерватизм. Развитие языка и письменности Индской цивилизации, печати из Хараппы и Моженджо-Даро. Религиозные представления и обряды. Изобразительное искусство (гравюры на печатях, скульптура малых форм, расписная керамика). Другие культурные центры доарийской Индии. Торговые и культурные связи Индской цивилизации с другими цивилизациями древности.

Упадок городов Индской долины. Приход ариев. Ведическая культура. Состав ведической литературы (Ригведа, Атхарваведа, Яджурведа, Брахманы, Араньяки, Упанишады). Божества Вед. Политеизм и тенденция к монотеизму (генотизм). Роль жер-твоприношения. 4 основных сословия индийского общества (варны). Неприкасаемые. «Смешение сословий». Касты, готра и провара. Семья и брак, взаимоотношения между полами. «Камасутра» и ее роль в индийской культуре.

Буддизм в Индии. Будда: история и легенды. Учение Будды о страдании и освобождении от страдания. Этическая направленность буддизма. Благородный «восьмеричный путь». Распространение буддизма. Состав буддийской литературы. 3 свода (Трипитака): Сутра, Абхидхарма, Виная. Основные направления буддизма в Индии: буддизм Тхеравады, «Великая колесница» (Махаяна), «Малая колесница» (Хинаяна), «Колесница раската грома» (Ваджраяна).

Индуизм. Трансформация божеств ведического пантеона. Почитание Тримурти (триады богов – Шивы, Вишну, Брахмы). Вишнуизм и шиваизм как два основных направления в индуизме. Космогония. Учение о душе, карме и сансаре. Этика индуизма.

Великие эпические поэмы Индии: «Махабхарата» и «Рамаяна», их религиозное и художественное значение. «Бхагавадгита» и ее место в индуизме.

Джайнизм и другие неортодоксальные религиозные учения. Деятельность Махавиры. Учение о Вселенной и ее циклах. Душа и кармическая материя. Пути уничтожения кармы. Обеты и уставы джайнистов. Принцип ахимсы. Религиозная литература джайнизма.

Адживики. Учение о предопределении, судьбе (нияти), аскетизм.

Архитектура Индии. Ступа, пещерный храм, храмы. Живопись. Языки и письменность Индии. Роль музыки и танца в культуре Индии.

Повседневная жизнь города и деревни.

Открытие древней Индии, ее вклад в мировую культуру.

 

Китай

Генезис китайской цивилизации. Тип хозяйства. Роль природных факторов. «Императив рисового поля». Структура и особенности языка. Характер письменности и ее влияние на культуру. Непрерывность развития культуры. Проблема периодизации истории культуры Китая. Династийный принцип хронологии.

Древнекитайская мифология. Сложение культа предков – основы религиозных верований китайцев. Человек и природа в культуре Китая. Концепция трех творящих сил Космоса (Небо, земля. человек).

Зарождение философии в Древнем Китае.

Три ведущие идеологические системы в китайской культуре: даосизм, конфуцианство, буддизм. Возникновение даосизма, его основные идеи. «Дао дэ цзин»и «Чжуан цзы» - основные тексты даосизма. Категории «Дао», «инь-ян», «ци» как универсалии китайской культуры. Эстетические трактаты, принципы живописи, характер китайского искусства. Конфуцианские идеалы личности, семьи, государства. Буддизм в Китае. Возникновение чань-буддизма и его особенности.

Особенности восприятия пространства и времени в китайской культуре. «Центростремительный» характер китайской цивилизации. Центр и периферия в китайской культуре.

Конструктивные принципы китайского жилища. Дом и Город как воплощение идеала семьи и модель мира. Рациональная планировка древних городов: трехчастная структура города, ориентация по сторонам света.

Развитие ремесел и изобретения китайцев: компас, сейсмограф, порох, бумага, шелк и др. Великий шелковый путь и взаимосвязи Древнего Китая с другими цивилизациями.

 

Тема 3 Античность как исток европейской цивилизации.

Понятие «античности». Проблема периодизация античной культуры. Географические, социальные, экономические и политические предпосылки возникновения античного типа культуры. Открытие античного наследия. Античность как «древность» европейской культуры. Античность в цепи европейских культур. Античное наследие в различных областях европейской культуры: философия, наука, политика, право, искусство. Античность и культура России.

Тема 2. Праэллинская Греция. Греческая мифология, ее место в античной культуре.

Крито-микенская цивилизация, ее характерные черты. Особенности критского и микенского культов. Таллосократия. Эгейская культура ее характер и причины упадка.

Становление греческой религиозности. Особенности греческого религиозного сознания. Культ олимпийских богов. Мистические культы их мировоззренческий и культурный смысл. Древнегреческая мифология: противоборство героического и хтонического начал. Генетическая связь богов и людей. Антропоморфизм олимпийских богов. Понятие героического фатализма. Культуросозидательный характер аполлоновского культа. Мифы об Орфее, Тезее, Дедале. Поздний героизм Прометея. Греческая мифология как почва полисной системы ценностей. Трансформация мифологического сознания.

 

ТЕМА 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Греческая культура доклассической эпохи.

Поэмы Гомера как время и место перехода от праэллинской архаики к эллинской архаике. Проблема наследования культурной традиции: язык и письмо. Поэмы Гомера как исходные тексты греческой культуры: сравнение с эпосом древнего востока. Греческая архаика, ее место в культуре. Изменение формы культуры: переход от закрытого типа к открытому типу культурной адаптации. Колонизация Средиземноморья. Начало складывания Эллинской цивилизации. Культурная общность и социально-политическая множественность как характерные черты эллинской цивилизации. Эволюция полиса от монархии к демократии. Интеллектуальная революция. Становление философской рефлексии и риторической культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...