Раздел IV. Русская культура XIX века
Тема 13. Общая характеристика культуры XIX в. Культура XIX века как логическое завершение и расцвет тенденций светской русской культуры. «Золотой век» и «серебряный век» как содержательные метафоры достижений русской культуры на протяжении XX в. Консервативно-охранительное и либерально-реформистское направления в русском дворянстве. Дивергентность русской элитарной культуры – внутренний импульс исторического развития. Русская культура XIX как эталон. Проблема национального самосознания – доминантная идея русской культуры XIX в. Н.Карамзин – первый русский классик. «Всемирная отзывчивость» (А.Пушкин) как существенная черта русской культуры и основа включения ее в мировую культуру. Центростремительные и центробежные тенденции в культуре XIX в. Бинарность охранения существующего и требование модернизации. Оппозиция стремления к свободе и тяготение к имперской державности – социальная база культурных процессов. Дискретность и непрерывность в русской культуре XIX в. Социально-исторические условия развития культуры XIX столетия. Правление Александра I и культурная политика. Великая Отечественная война 1812 года и ее влияние на культурный процесс. Рост национального самосознания. Движение декабристов и культура. Консервативная политика Николая I. Усиление цензуры. Роль журнала в культуре ХIX в. Отмена крепостного права, реформы правления Александра II и их влияние на русскую культуру. Внутренняя противоречивость русской культуры XIX века. Многослойность русской культуры. Тема 14. Наука и образование в культуре XIX века Традиции идеологии Просвещения и их влияние на систему образования. И.П.Пнин «Опыт о просвещении относительно России». Приоритет общего образования в эпоху АлександраI. Изменение взглядов правительства НиколаяI. Принцип сословности образования, усиление контроля государства.
Создание Министерства народного просвещения (1802г.). перестройка начальной школы. Приходские школы. Гимназия. Домашнее образование. Частные заведения. Высшее образование. Университеты. Система университетского образования. Структура университетов. Устав 1835г.. Закрытые учебные заведения. Лицеи. Историко-культурная роль Царско-Сельского лицея. Духовные школы. Четыре ступени духовных учебных заведений. Профессиональное образование. Реальные гимназии. Образование в пореформенной России. Дискуссия о формах образования. Воскресные школы. Комитет грамотности. Реформа школьной системы в 60-ые гг. Гимназии: классическая и реальная. Земство и образование. Деятельность К.Д.Ушинского. Новый гимназический устав 1871г.. разработка общегосударственных учебных программ. Усиление сословных ограничений. Университетский устав 1863г.. институт аспирантуры. Публичные лекции. Женское образование. Наука. Увеличение количества научных центров. В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Русское географического общества (1845). Завершение эпохи Великих географических открытий, открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П. Лазарева (1820–1821). Начало исследования ледового материка. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тянь-Шаньского, Н.Пржевальского и Н.Миклухо-Маклая. Научные общества: Московское математическое общество (1864), Русское техническое общество (1866), Русское историческое общество (1866). Рождение неэвклидовой геометрии, Н.И.Лобачевский; достижения в области электротехники (В.В.Петров); электромагнитный телеграф П.Л.Шиллинга и Б.С.Якоби. Создание химической школы. Н.Н.Зинин, А.М. Бутлеров, открытие анилина. Научная деятельность Д.И.Менделеева. Достижения в области медицины. Н.И.Пирогов: применение наркоза и гипсовой повязки, атлас «Топографическая анатомия» (1851–1854). А.Г.Столяров – создатель отечественной физической школы. И.М.Сеченов «Рефлексы головного мозга». Физиолог И.П.Павлов.
Дарвинизм и русская наука. И.И.Мечников, А.О.Ковалевский, К.А.Тимерязев. Технические науки: П.Н.Яблочков, А.Н.Ладыгин и А.С.Попов. Деятельность Н.Е.Жуковского, К.Э.Циолковского. А.Л.Чижевский – основоположник гелиобиологии. Исторические науки. Н.М.Карамзин – «Последний летописец и первый наш историк» (А.С.Пушкин). «История государства Российского». Ученый-медиевист Т.Н.Грановский. Научная деятельность С.М.Соловьева: «История России с древнейших времен». Историк В.О.Ключевский «Курс русской истории». Общественно-политическая мысль. Распространение шеллингианской философии. Кружок «любомудров». Гегельянство. Кружок Н.В.Станкевича. Философические письма П.Чаадаева. Славянофилы и западники: спор о судьбах России. Философские идеи А.И.Герцена. Г.В.Плеханов и распространение марксизма. Философия В.С.Соловьева – основа русской религиозной философии. Тема 15. Субкультуры. Проблема типологии и классификации. Понятие «субкультура». Культура декабристов как разновидность культуры устного слова. Основные нравственные ценности. Дворянская культура. История дворянства в России. Служилое сословие. Основные ценности. Кодекс чести. Дворянская усадьба. Ценность дома. Дворянское гнездо. Образ усадьбы в русской литературе. Синтез искусств. Усадебный ансамбль. Природная среда и усадьба. Трагическая судьба усадебной культуры. Садово-парковое искусство. Быт. Воспитание дворянина. Салоны. Масонские ложи. Элитарные клубы. Женский мир в русской культуре XIX в. Купеческая культура. Культура разночинцев. Народная культура. Тема 16. Культура «серебряного века»: основные тенденции и достижения. Понятие «серебряный век», хронологические рамки. Золотой и серебряный век: преемственность и оппозиционность. В науке – переход от уверенности в завершенности научной картины мира к революции в физике, затем в других науках. В политике – утверждение идеи демократии и тотальное отчуждение человека.
Многообразие творческих исканий. Символизм поэзии. «Мир искусства». Революционные искания в театре. Реформа К.Станиславского и Э.Мейерхольда. Рождение МХАТ. Образование. Рост числа учащихся. Вопрос о введении всеобщего начального образования. Изменения в высшей школе. Развитие печатного дела. А.С.Суворин и И.Д.Сытин. Увеличение газет на национальных языках. Проблема синтеза искусств. Религия как специфическое творчество. Элементы религиозного декаданса в творчестве В.Соловьева, Д.Мережковского, А.Белого, В. Розанова, П.Флоренского. Религия как «Искусство искусств», как система символов. Религия и наука, попытка их соединения (махизм, богостроительство). Притязания на статус науки антропософии, теософии, спиритизма. Идеи «всеединства культуры»: искусство, философия, обществознание. Идеи свободы и творчества в культуре «серебряного века». Русская религиозная философия: основные идеи и концепции. «Русская идея», социально-психологические особенности русского этноса, евразийство, русский космизм, софийность. Меценатство: П. Третьяков, С.Морозов, С.Мамонтов. Внутренняя противоречивость и парадоксальность культуры серебряного века. Единение несоединимого. Разрыв «высшего культурного слоя» (Н.Бердяев) и социальными течениями, преобладание Эроса над Логосом, творческая индивидуальность и соборность. Многогранность, размытость, антиномичность культуры серебряного века – причины трагедии. Культура «серебряного века» в контексте мировой культуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Вопросы к экзамену
39. Биополярность русской культуры XIX в.
40. «Золотой век» в истории русской культуры. 41. Реформы образования в XIX в. 42. Музыкальная культура XIX в. 43. Театр в культуре XIX в. 44. Купеческая культура и ее отражение в искусстве. 45. Дворянская культура: особенности и основные ценностные ориентации. 46. Царскосельский Лицей и его значение в русской культуре XIX в. 47. Эстетическая программа и достижения передвижников. 48. Славянофилы и западники: спор о судьбах культуры. 49. Возникновение русской религиозной философии: представители и достижения. 50. Романтизм как направление в русской культуре XIX в. 51. Реализм как культурная парадигма. 52. Наука в культуре XIX в. 53. Салоны и клубы в культуре XIX в. 54. Культура повседневности в контексте XIX в. 55. Проблема свободы и творчества в культуре серебряного века. 56. Синтез культуры как доминантная черта серебряного века. 57. Богатство творческих направлений в культуре серебряного века. 58. Театральные реформы К. Станиславского и Э. Мейерхольда.
ЛИТЕРАТУРА
Литература к разделу «История древней и средневековой культуры России»
Литература к разделу «Русская культура XVII века»
Литература к разделу «Русская культура XVIII века»
Литература к разделу «Русская культура XIX века»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|