Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III Распределение часов курса по темам и видам работ




Название темы Аудиторных часов
  Архаичная культура и мифопоэтический мир древних славян  
  Культура Киевской Руси  
  Христианизация Руси: общекультурная значимость  
  Философско-антропологический смысл культуры Древней Руси  
  Русская культура периода централизованного государства  
  Культурные последствия «смутного времени»  
  «Традиция – модернизация» - центральная проблема культуры XVII века  
  Духовная культура России XVII века  
  Особенности художественной культуры XVII века  
  Модернизация русской культуры в эпоху правления Петра I  
  Русская культура эпохи дворцовых переворотов XVIII века  
  .Русская культура «века Екатерины»  
  Общая характеристика культуры XIX в.  
  Наука и образование в культуре XIX века.  
  Субкультуры  
  Культура «серебряного века»: основные тенденции и достижения.  
  Всего  

ЧАСТЬ 4. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

 

II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел I Категогии культуры ХХ века

Тема 1. Введение

ХХ век как культурная эпоха. Проблема начала. Традиционное несовпадение с хронологией. Начало как болезненное разрешение кризиса.

Истоки. Особое отношение XX века к традиции. XX век как перекресток традиций (исторических и географических). Ближайшие корни — XIX век. Основные тенденции эволюции европейской цивилизации в XIX веке. Индустриализм и национализм: версия Арнольда Тойнби: и версия Эрнеста Геллнера. Появление Человека, Жизни, Языка и Труда в эпистеме XIX века: версия Мишеля Фуко. Появление дихотомии «человек/общество»; версия Никласа Лумана. Взаимодействие тенденций атомизации/отчуждения и демократизации/омассовления в культуре XIX века.

Резкие сдвиги в коммуникативной системе европейского социума: революция на транспорте (от парового двигателя к двигателю внутреннего сгорания, от паровоза к автомобилю) и коммуникации (появление телеграфа, телефона и радиосвязи). Гиперморализм цивилизации: просветительский оптимизм изобретения и созидания. Финитивность основных культурны»; тенденций: история как история завершения истории, завершения познания, завершения языка. Симптомы финитивностн в художественной культуре: появление научной фантастики и детектива.

Проблема кризиса европейской культуры конца XIX — начала XX веков. А был ли кризис? Кризисные «ламентации»: декаданс, упадок, закат Европы. Радикальные (и отрефиксированные современниками) изменения в художественной культуре (импрессионизм в живописи и символизм в поэзии), появление модернизма, изменение в миметических установках искусства, тематизация нигилизма, декаданса и классической рациональности.

 

Тема 2. Масса и власть

Генезис массового общества. Индустриализация, демократизация и формирования национальных культур как факторы генезиса массового общества. Резкие сдвиги в структуре социальной иерархии; появление массы. От «маленького» человека к «обычному» (или «среднему») человеку. Средний человек и «das Man» Человек в мире объективации. Масса: человек в толпе, Масса: от «здравого смысла" и "общественного мнения» к массовому политическому сознанию. Политизация и мифологизация общественного мнения. Общественное мнение как проблема.

Тематизация «власти» в культуре XX века. Власть как Система. «Человек без свойств» внутри Системы. Одиночество и обезличивание человека массового общества и героев Франца Кафки. Феномен Франца Кафки. Конторский служащий как писатель. Власть как радикальное отчуждение. Подвластность и безвластность. Кошмар «Процесса». Технологичность и процедурность власти. «Власть имманентна собственным проявлениям. Власть не локализуема и не описываема в терминах присвоения… Власть реляционна, а не субстанциональна… Власть действует трансвер сально… Власть позитивна, но иллегальна...» (Валерий Подорога о концепции власти Мишеля Фуко). Власть языка и язык власти. Язык как носитель идеологии. Буржуазный язык. Тоталитарный язык.

 

Тема З. Язык и форма

Тематизация «языка» и «формы» в культуре XX века. От Вильгельма Гумбольдта к Фердинанду де Соссюру: лингвистика как строгая наука. От Гумбольдта к Мартину Хайдеггеру: язык как дом бытия. Гипотеза Сэпира и Уорфа и становление культурной антропологии. Возникновение семиотики: Соссюр и Пирс. Возникновение "формального метода" в литературоведении: Юрий Тынянов, Виктор Шкловский и Роман Якобсон. Истоки структурализма. Язык как тотальная структура человеческого бытия. Структурализм в лингвистике (Ролан Барт), культурологии (Клод Леви-Стросс), психоанализе (Жак Лакан), истории (Мишель Фуко) «и далее везде». Кризис структурализма. Критика структурализма Роланом Бартом и Жаком Деррида. Постструктурализм как деконструкция языковых структур.

Язык как искусство: Джойс. Набоков, Бродский. Авангард как игра с языковыми средствами искусства. Искусство как работа языком и с языком. Рефлексия художника над своей деятельностыо. Спекулятивность авангарда. Язык как реальность. Искусство как мимезис языковой реальности, «Улисс» и «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса как величайший языковой эксперимент. Владимир Набоков и Иосиф Бродский: игра С жанром и игра с культурной традицией.

 

Тема 4. Сознание

Тематизация сознания_в_культуре_XX века. Чистое сознание метафизики и очищение сознания в феноменологии Эдмунда Гуссерля. «Сознание как сознаний чего-то». «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста как поиски Я, поиски сознания. Интенциональность сознания в «По направлению к Свану». Открытие бессознательного Зигмундом Фрейдом. Сознание или бессознательное. Сознание на границе между либидо и культурой. Сознание в треугольнике реального, воображаемого и символического у Жака Лакана. Сознание и «сознательность». Исследование и терапия сознания или манипуляция сознанием?

Отказ от «сознания» в постструктурализме и постпозитивизме.

Свободная трансформация сознания: психоделическая революиия и новейшие направления психологии.

 

Тема 5. Существование

Тема существования в культуре XX века. Уникальность исторического опыта человечества в XX веке. Динамизм и масштаб исторических перемен, размах социальных экспериментов глубина морального падения Две мировые войны, «опыт» Холокоста и ГУЛАГа, «После Вердена нельзя петь песен» (П. Смарт), "После Освенцима невозможно писать стихов" (Т. В. Адорно). Генезис экзистенциализма в философии. Абсурд в культуре ХХ века. Абсурдистские традиции а истории мировой культуры. Абсурд языка и абсурд бытия; футуризм и ОПОЯЗ. Творчество Даниила Хармса и Александра Введенского. Европейский театр абсурда: Сэмюэль Беккет и Эжен Ионеско. Абсурд в экзистенциалистской прозе Альбера Камю и Жана-Поля Сартра. Абсурд негативный и абсурд позитивный. Абсурд как событие бытия.

Тема 6. Миф

Миф: новое рождение или просыпание из спячки? Рационалистический миф о смерти мифа. Мифологическая составляющая постархаических и модерных культур. Мифология как хранилище смыслов и образов. Миф как фундамент синкретического сознания. Генезис массового общества и политической мифологии. Противоречие мифа и разума в культуре XX века.

Феномен ускоренного развития культуры в ХIХ-ХХ веках. Ускоренно развивающаяся культура как перекресток традиций. Особенности взаимодействия архаической и модерной культуры в XX веке. Феномен «магического романа» в Австро-Венгрии (Лео Перуц и Густав Майринк) Латинская Америка как полигон взаимодействия трех культурных традиций. Генезис магического реализма в Латинской Америке. Творчество Хорхе Луиса Борхеса, Адольфо Бьой Касареса, Хулио Кортасара, Габриеля Гарсия Маркеса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...