Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III Распределение часов курса по темам и видам работ




 

Название темы Аудиторных часов
  Ранние формы культуры  
  Неолитическая революция и ее значение для развития культуры.  
  Древние цивилизации Востока    
  Античность как исток европейской цивилизации.  
  Праэллинская Греция. Греческая мифология, ее место в античной культуре  
  Греческая культура доклассической эпохи.  
  Социальный космос и человек. Культура античной классики.  
  Особенности культуры эпохи эллинизма  
  Принципы римской культуры  
  Эволюция античного права  
  Предпосылки возникновения христианства  
  Мировоззренческие основы культуры Средневековья.  
  Хронотоп средневековой культуры.  
  Целостность и многослойность средневековой культуры.  
  Всего часов  

 

 

 

ЧАСТЬ 2 ВОЗРОЖДЕНИЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ.

(канд. филос. наук, доцент Т.А.Кемерова, доктор филос. наук, профессор А.В.Медведев)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Понятие Возрождения и становление ренессансной культуры.

Понятие «Возрождение». Отношение к Возрождению. Возрождение в Италии и «отраженное» Возрождение. Феномен Северного Возрождения. Возрождение и античность. Возрождение и Средние века.

Предпосылки возникновения новой культурной парадигмы: процесс урбанизации и формирование городской культуры, антифеодальные пополанские революции, великие географические открытия, первоначальное накопление капитала, расширение культурного горизонта европейцев, кризис религиозности.

 

Тема 2. Итальянский гуманизм как основа Возрождения

Перемены в мировоззрении людей 14-15 веков и становление нового субъекта культуры.

Итальянские гуманисты, характер и сфера их деятельности. «Studia humanitatis». Понятие «гуманизм», его содержание в данную эпоху. Итальянский гуманизм как мировоззренческая основа культуры Возрождения. Уважительное отношение к суверенности человеческой личности, утверждение ее ценности, достоинства и красоты. Свобода воли и творческая природа человека. Пико дела Мирандола: «Речь о достоинстве человека». Путь, начертанный человеку Богом. Антропоцентризм культуры Возрождения. Человек, природа, Бог в культуре Возрождения. Христианский пантеизм. Интерес к человеческой личности в живописи, литературе, театральной эстетике.

Особая культурная среда эпохи Возрождения. Преодоление сословно-корпоративных рамок и становление ренессансной интеллигенции. «Труды в досуге», studia humanitatis.

Лоренцо Вала: пять условий творческой деятельности. Культ Античности, культ Слова; круг занятий, плоды деятельности.

Петрарка: «Юристы забыли Юстиниана,

Их ошеломили имена Гомера и Вергилия,

Плотники и крестьяне бросили свое дело

И толкуют о музах и Аполлоне».

Титанизм, явление Homo universale. Оборотная сторона титанизма. Мир как театр. Трагический характер культуры Возрождения.

Образованность и характер знания в эпоху Возрождения. Гуманистические академии. Развитие этикета, физическое воспитание. Открытия в сфере естествознания и гуманитарного знания.

 

Тема 3. Картина мира в культуре Возрождения

Хронотоп ренессансной культуры. Идея бесконечности в ее различных аспектах в культуре Возрождения. Геометрия как любимая форма представления действительности в эстетике Возрождения. Открытие линейной перспективы в живописи. Сложная организация пространства и времени в живописи. Иерархия архитектурного пространства.

Ренессансный город как пространство культуры. Идеальный город утопистов. Т.Кампанелла, «Город Солнца».

Гармония как центральная категория культуры Возрождения.

«Время купцов» и «время гуманистов». Представление о ценности времени. Автопортрет как идея личностного времени. Открытие мира детства в культуре Возрождения

Литература, живопись, архитектура, скульптура, музыка, театр как элементы ренессансной культуры. Ориентация на искусство, художественно-эстетический и одновременно практический характер культуры Возрождения.

 

Тема 4. Возрождение и религия.

Изменение религиозности пополанской верхушки, обмирщенная религиозность. Перераспределение сакрального и профанного в культуре Возрождения. Гуманисты и церковь в Италии. Пантеизм, деизм, неоплатонизм. Леон Баттиста Альберти, Джоржано Бруно, Марсилио Фичино: обоснование пантеизма. Ереси. Религиозные движения и социальные утопии Возрождения.

.

Тема 5. Реформационные движения и культура Возрождения

Кризис церкви и предпосылки реформационных движений в Европе. М.Лютер, его церковная реформа Основные тезисы Лютера: запрет торговли индульгенциями и «удешевление» церкви, упрощение обрядности, отказ от священства, спасение верой. Гуманистическая деятельности Лютера: перевод Библии, обращение к традициям народной музыки. Реформация и гуманизм: общее и особенное. Спор Эразма и Лютера.

Реформационная деятельности Ж.Кальвина, У Цвингли. Разделение западного христианства и формирование протестантизма. Религиозные войны. Влияние протестантизма на европейскую культуру.

Трагизм Возрождения. Кризис гуманистических идеалов. Шекспировские герои в контексте культуры Возрождения

 

Тема 6. Новое время – смена мировоззренческой парадигмы.

XVII век – начало эпохи капитализма. Английская Буржуазная революция: компромисс дворянства и буржуазии. Слом феодальной системы собственности, складывание единого европейского рынка. Кризис религиозной культуры. Секуляризация культуры. Ценность личности и индивидуальности. Расширение поля пространства светской культуры.

 

Тема 7. Рационализм – духовная доминанта культуры XVII в. Развитие науки.

Рационализм как принцип мировоззрения. Рационализм – метод мышления. Рационализм как высшая духовная ценность.

XVII век – первый век новой науки. Развитие науки как ответ на потребности буржуазного общества. Идея прогресса. XVII в. – время научной революции. Изменение социального статуса науки. Увеличение теоретического уровня знания. Расширение предметного поля. Ф. Бэкон: обоснование индуктивного метода. Галилео Галилей и разработка метода научного познания (наблюдение, создание гипотезы, формулировка законов природы, опытная проверка). Научные достижения И. Кеплера, Э. Торричелли, У. Гарвета. Исаак Ньютон. Создание физической картины мира.

Создание первых научных обществ: Британское Королевское Общество, Парижская, Берлинская, Стокгольмская Академии. Роль научных организаций в развитии науки. Изменение представлений о пространстве и времени. Географические карты и атласы. Открытие Австралии.

 

Тема 8. Классицизм как художественно-эстетическая реализация рационализма.

Рационализма и эмпиризм – основная дилемма художественной культуры XVII в. Формирование классицизма. Рационализм Р. Декарта – его философская основа.

«Поэтическое искусство» Н. Буало – теоретическая основа классицизма. Нормативность поэтики классицизма, принцип правдоподобия, вытекающий из него принцип трех единств (места, времени и действия), требования единства стиля, ясности и точности языка, логичности и строгости композиции. Творчество П.Корнеля, Ж.Расина и Ж.Мольера – эталонные достижения литературы классицизма. Классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве. Историческая роль искусства классицизма.

 

Тема 9. Барокко в культуре ХVII в.

Барокко – стиль мышления и поведения людей «растерявшейся эпохи». Барокко и мистицизм. Барокко как переживание несовершенства мира и человека. Барокко – художественное отражение антиренессансного сознания. Основные черты барокко: нарушение пропорций, дисгармония, причудливость и незавершенность линий, эмоциональная и философская насыщенность. Г. Вельфлин: антитеза «Ренессанс – Барокко». Ж. де. Лабрюйер, Ф. де Ларошфуко – мастера малых литературных форм стиля барокко. Поэзия барокко эпохи 30-летней войны.

 

Тема 10. Рационализм и иррационализм: внутренняя противоречивость культуры XVII в.

Гетерогенность и драматизм культуры XVII в. Контрреформация. Дж.Бруно и его судьба как знаковые явления внутренней противоречивости культуры XVII. Инквизиция в XVII столетии. Суд над Галилео Галилеем. Декрет святой конгрегации. Тридентский Собор. Вульгата.

Религиозная конфронтация. Католицизм и протестантизм, религиозные войны как выражение духа XVII в. Блез Паскаль.

Тема 11. Эпоха Просвещения в истории культуры.

Истоки и ключевые особенности идеологии Просвещения. Просвещение, классицизм и абсолютизм. Культ разума и рациональность. Просвещение и «дисциплинарное общество». Рождение «цивилизации» и «человека разумного». Руссо и Гердер о прошлом и будущем европейской цивилизации. «Миссия Европы». Просвещение и Революция. Две революции – два проекта демократии.

Тема12. Многообразие мировоззренческих парадигм.

Теизм. Кризис религиозного сознания. Традиции скептицизма. Пьер Бойль. Утверждение механистических представлений о мире и человеке. Пантеизм. Отождествление Бога и природы. Б.Спиноза. Деизм. Признание самостоятельности законов природы. Отрицание божественного откровения, возможности воздействия Бога на ход событий. Исаак Ньютон. XVII век – век утопии. Т.Кампанелла. Т.Мор. Идеи изменения человека. Человек – tabula rasa. Детерминизм – главная методология анализа общества и человека. Образ идеального общества. Оппозиция естественное и социальное. Ж. Ж. Руссо «Об общественном договоре». Идеальное общество – основа критики существующего.

Тема 13. Художественная культура эпохи Просвещения.

Интеллектуализм и философская насыщенность литературы. Просветительский классицизм, реализм, сентиментализм – важнейшие направления художественной культуры XVIII века. Творчество Д. Дефо. Художественное открытие роли труда, утверждение социальной обусловленности судьбы и характера человека. Творчество Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Влияние романа на мировую литературу. Возникновение жанра семейно-бытового и любовно-психологического романа. Г. Филдинг – крупнейший реалист эпохи Просвещения.

Философская проза Ш. Монтескье, И. Вольтера. Критика идеологических основ феодализма, утверждение принципа свободы. Д. Дидро и антиклерикальная критика. Сентиментализм в творчестве Ж. Ж. Руссо. Выражение самосознания третьего сословия в комедиях Бомарше.

Г. Э. Лессинг – основатель эстетики реализма. Творчество И. В. Гете и Ф. Шиллера. Изобразительно искусство XVIII века. А. Ватто: утонченная эмоциональность, психологизм, оппозиционность академическому декоративизму. Реалистические тенденции в творчестве Ж. Б. Шардена. Новые тенденции в пейзажном искусстве. Творчество О. Фрагонара: занимательность жанровых сцен, изящная эротичность, декоративность и грациозность.

Музыка в художественной культуре XVIII века. Появление жанров сонаты и концерта. Совершенствование музыкальных инструментов. Амати, Страдивари, Гварнери. Роль Италии в развитии музыкальной культуры. Музыка французского классицизма. Возникновение венской классической школы. Оперная реформа К. В. Глюка, творчество И. Гайдна.

Универсальность и многогранность творчества А В. Моцарта. Обогащение всех жанров и форм музыкального творчества, многообразие выражения состояний внутреннего мира человека. Мелодическое богатство музыки.

Художественная культура XVIII века в истории человечества.

Тема 14. Романтизм и реализм: два доминирующих культурных проекта в культуре XIX в.

Индустриализация, атомизация и демократизация социума. Наука и техника как сила общественного развития. Романтизм и реализм как две стороны художественной культуры XIX в. Мир «иной» и «этот». Романтизм в искусстве как реакция на Великую Французскую революцию, как результат разочарования в реальности идеалов эпохи просвещения, буржуазной цивилизации вообще.

Противопоставление буржуазной действительности, мира несвободы индивидуалистически настроенной личности с ее противоречивым внутренним миром, ее стремлением к совершенству. Обреченность гения на непонимание и одиночество.

Метод иронии как одна из основ романтизма.

Художник как демиург – творец идеального мира истинных отношений.

Разнонаправленность романтических исканий. Созерцательность, медиативность, идеализация прошлого, примирение с судьбой.

Возникновение реалистического метода. «Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, изображение типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф.Энгельс). Критический реализм. Его отличие от предшествующих форм реализма. Отсутствие строгой нормативности, многообразие стилевых направлений. Полнота изображения жизни, критическое отношение к ней с позиции высших человеческих идеалов. Психологизм.

Утопизм и позитивизм в культуре XIX в. Становление капитализма и рациональная утопия. Утопический социализм. А.Сен-Симон, Ф.Фурье, Р.Оуэн. Возникновение марксистской философии как рационалистической социальной утопии.

Тема 15. Основные достижения культуры XIX в.

Наука. Прогресс естествознания. А.М.Ампер. Его открытия. М.Фарадей: открытие электромагнитной индукции, создание электромагнитного поля. Открытие закона сохранения энергии. Торжество атомно-молекулярной теории строения вещества.

Эволюционные идеи в биологии. Ж.Б. Ламарк. Ж.Кювье. Эволюционные идеи в геологии. Ч.Лайель. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Успехи практической астрономии. Развитие математики. Рождение неэвклидовой геометрии. Успехи химии: открытие новых элементов, измерение атомного веса, открытие изометрии. Завершение эпохи Великих географических открытий.

Художественная культура. Создание жанра исторического романа В.Скоттом. Идеи борьбы и протеста в поэзии Д.Байрона и П.Шелли. Интимно-психологический роман: Ф.Шатобриан, Ж. де Сталь. Романы В.Гюго как своеобразный манифест романтизма. Творчество Л.В.Бетховена: завершение сонатной формы, разработка классической структуры симфонии. Творчество Л.В.Бетховена как гимн свободе и достоинству человека. Творчество Ф.Шуберта. Создание немецкой национальной оперы. К.Вебер. Особенности романтического творчества Л.Р.Шумана. Творчество Р.Вагнера. Рождение национальных музыкальных культур.

Реалистические мотивы в творчестве Стендаля, П.Мериме, Оноре де Бальзака. Ч.Диккенс и У.Теккерей.

Реалистические тенденции в изобразительном искусстве.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопросы к экзамену

 

  1. Средние века и Возрождение. Возрождение в Италии и Северное Возрождение
  2. Перемены в мировоззрении людей 14 – 15 веков и становление нового субъекта культуры
  3. Итальянский гуманизм как мировоззренческая основа культуры Возрождения
  4. Антропоцентризм культуры Возрождения
  5. Пико дела Мирандола о предназначении человека в трактате «Речь о достоинстве человека»
  6. Категория времени в культуре Возрождения. «Время купцов» и «время гуманистов». Ренессансная личность и время
  7. Пространственная модель ренессансной культуры. Сложная организация пространства-времени в живописи, появление линейной перспективы.
  8. Характер религиозности в культуре Возрождения.
  9. Пантеизм, деизм, неоплатонизм в философии и искусстве Возрождения
  10. Реформационные движения в Европе. М.Лютер, его реформа церкви
  11. Различия Лютера и гуманистов в понимании природы человека. Спор Эразма с Лютером
  12. Открытия в сфере естествознания и гуманитарного знания в эпоху Возрождения
  13. Великие географические открытия и расширение культурного горизонта европейцев
  14. Homo universale и феномен титанизма в культуре Возрождения
  15. Трагизм культуры Возрождения. Кризис гуманистических идеалов.
  16. Ориентация культуры Возрождения на искусство. Новый художественный язык литературы, живописи, театра эпохи Возрождения
  17. Ренессансный город как пространство культуры. Идеальный город архитекторов и утопистов эпохи Возрождения

 

***

18. Классицизм как эстетическая программа рационализма.

19. Изменения социального статуса науки в XVII в.

20. Барокко в культуре XVII в.: возникновение, сущность, особенности.

21. Культура повседневности ХVII в.: этикет.

22. Инквизиция в культуре ХVII в.

23. Формирование научного метода исследования.

24. Прогресс и авторитет в культуре XVII в.

25. Научная революция XVII в.

26. Н. Буало как идеолог классицизма.

27. Классицизм в живописи: основные представители.

28. Б.Паскаль и его место в культуре ХVII в.

29. Возникновение марксистской философии как выражение утопических идей в культуре XIX в.

30. Зарождение атеизма как выражение духа эпохи Просвещения.

31. Ж.Ж.Руссо и Гердер о прошлом и будущем европейской цивилизации.

32. Утопизм в культуре XVIII в.

33. Основные принципы реализма.

34. Реализм в литературе: представители и достижения.

35. Реализм в изобразительном искусстве: представители и достижения.

36. Основные достижения науки XIX в.

37. Романтизм как культурное явление.

Литература ко второй части курса

Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990

Баткин Л.М. Культура Возрождения: проблемы и люди. М., 1995

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л.,1990

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985

Европейский альманах. История, традиция, культура. М., 1995

История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1983

Картины мира в истории мирового искусства (с древнейших времен – к Новому времени).М., 1995

Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи 10 – 17 веков: реальность и символика. М.,1994

Фуко М. Слова и вещи.

***

Аннерс Э. Эволюция европейского права. М., 1995.

Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976.

Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт. М., 1989.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1994.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995

Гуревич А. Я Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1990.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Искусство XIX века. М., 1979. (Серия «Малая история искусств»).

Искусство XVII века. М., 1977.(Серия «Малая история искусств»).

Искусство XVIII века. М., 1977.(Серия «Малая история искусств»).

Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997.

Роттенберг Е. И. Западноевропейское искусство 17 века. М., 1977.

Свасьян К. А. Становление европейской науки. Ереван, 1990.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 4, 5. М., 1995.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 5. М., 1995.

Строев А. «Те, кто поправляет Фортуну»: Авантюристы Просвещения. М., 1998.

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Фуко М. Надзирать и наказывать: Фрагменты книги // Искусство кино. 1994. №11.

Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1993.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...