Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики практической работы с людьми на основе биографического метода




Любой биографический метод даёт не только информацию, но и выполняет психотерапевтическую функцию. Но есть биографические методики, специально предназначенные для практической психологии. Кроме того, в работе психолога—биографиста используются обычные педагогические методы, направленные на формирование жизненной философии, ценностно-смысловой сферы личности. Это, например, знакомство с увлекательной и поучительной биографической литературой типа серии "Жизнь замечательных людей" (аналогичные кинофильмы, спектакли, телепередачи).

В.М.Бехтерев в двадцатые годы проводил биографические беседы о героях разных времен и народов со своими воспитанниками в Институте социального воспитания - так он стремился побудить их к лучшей жизни и воспитать благородную социальную активность. В годы перестройки мы все пережили буквально бум историко-мемуарных публикаций и узнали множество удивительных жизненных историй наших современников, чьи судьбы тесно переплелись с грандиозными и трагическими событиями двадцатого века. Среди биографических публикаций того периода особо отмечу сборник, посвященный столетию С.Л.Рубинштейна, воспоминания Надежды Мандельштам, жены поэта О.Мандельштама, дневники и письма Марины Цветаевой. Были и другие замечательные по психологическому и нравственному содержанию книги и журнальные материалы - обо всех не расскажешь.

К методу чтения мемуаров примыкает беседа. Она может использоваться как психодиагностическая, но она же в той или иной модификации служит психокоррекционным, воспитательным целям. Предлагаю свой примерный план этико-биографической беседы, которая побуждает человека вспомнить и задуматься о пережитом, а, следовательно, критичнее отнестись к настоящему и более ответственно к будущему. Фактической основой для беседы являются события прошлой и настоящей жизни человека (в моем варианте - студента).

Организуя беседу, предварительно следует познакомиться с личным делом, провести биографическую анкету, привлечь другие источники биографической информации. Беседа должна опираться на известные уже факты биографии, узловые моменты жизненного пути. Надо спросить, что из прошлого человек считает событиями жизни. Отвечая на этот вопрос и аргументируя ответы, человек начинает задумываться о закономерностях своей жизни, роли разных факторов в ней, особенно собственной активности. Можно вместе с собеседником наметить отдельные фазы жизни, чтобы понять, что дала или могла дать каждая из "эпох" жизни для развития личности, что было упущено и почему. Такой анализ прошлого повышает уровень самосознания и ответственности за свое развитие на жизненном пути.

Автобиографические воспоминания естественно переводятся в план сегодняшней жизни. Студенту уместно задавать вопросы о мотивах поступления в данный вуз, на данную специальность, об удовлетворенности выбором места обучения. Если беседа удалась, разговор получается искренним и заинтересованным, то можно переходить к более глубинным вопросам.

Примерный план этико-биографической беседы (для работы со студентами)

Вспомните и кратко опишите главные события своей жизни. Когда они происходили, что было их причиной и следствием?

Попробуйте наметить основные фазы, "эпохи" вашей жизни? Что они значат для вас, вашего развития?

Где и кем бы вы хотели работать после окончания вуза?

Как бы вы хотели устроить свою личную жизнь, свой быт?

Какие цели вы ставите себе на текущий учебный год, на период обучения в вузе в целом?

Что вам мешает жить так, как вы считаете нужным, достойным вас?

Что вам надо делать, чтобы приблизить осуществление ваших целей?

В чем вы лично видите смысл своей жизни?

Что такое настоящая жизнь?

Как бы вывыразили в словах девиз своей жизни?

Что Вы хотите сделать в жизни во что бы то ни стало?

Наряду с традиционными в своей основе методами есть специально изобретённые для повышения уровня субъектности личности на жизненном пути. О некоторых из них пойдёт речь далее.

Биографический тренинг для старшеклассников "Повелитель времени" (Н.Н. Толстых), направленный на осознание ими своей жизни на переломном её моменте — окончании школы (11). Особенно важно, что с его помощью удаётся прояснить жизненные планы и сформировать у старшеклассников представления о собственном будущем.

Тренинг проводился в двух временных режимах: в течение шести дней по полтора часа или шесть часов подряд в один день.

Процедура тренинга "Повелитель времени":

Упражнения на установление контакта. Беседа о важности целей жизни.

2. Работа с группой по определению жизненных целей участников тренинга. Для этого каждый участник должен:

- составить сценарий фильма о своем будущем;

- нарисовать на бумаге свой портрет в будущем, каким человек хочет стать. Можно рисовать символически;

- выполнить упражнения на самосознание, отвечая вслух на вопросы: что и почему делает меня счастливым, что я люблю делать больше всего;

- участвовать в групповой дискуссии по высказываниям участников.

Лекция психолога о резервах психики, о том, что человек может многого добиться, если станет хозяином своей судьбы.

Психолог с группой составляют список из 12 характеристик неудачника и 12 характеристик удачливого человека - победителя в жизни.

Каждый участник из полученных 24 высказываний выбирает подходящие к его характеру черты, анализирует, из какого списка попало больше черт.

6.Психолог проводит упражнения на самокоррекцию.

Все вновь обращаются к сценарию фильма о своей жизни. Описывают его персонажей, дискутируют по содержанию сценариев.

 

Упражнение Дж. Рейнуотера "Три года", направлено на осмыс­ление приоритетов жизни и её интенсификацию (См.: 12).

Упражнению предшествует непродолжительная релаксация.

2. Представьте, что вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время. Какова ваша первая реакция… Начали ли вы сразу строить планы или разозлились, что так мало времени?

Вместо того, чтобы думать о надвигающейся смерти и негодовать, решите, как вам хочется провести это оставшееся время. Где бы вы хотели его прожить? С кем? Хотите ли вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать?

После того, как ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните её с той жизнью, которую вы ведете сейчас. В чём сходство, в чем отличие между ними? Есть ли в воображаемой картине что-то, что вы хотели бы включить в вашу нынешнюю реальную жизнь?

Теперь хорошенько осознайте, что предположение о вашей смерти через три года - это только игра воображения. Отбросьте эти мысли. Но сохраните то, что вам хочется, что подходит вам. Запишите, какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение П. Ферручи, направленное на осознание жизненных кризисов и совладание с ними (См.: 12).

1. Вспомните три кризиса, пережитых вами. Сделайте свободный рисунок каждого из них, выражая чувства, которые вы испытывали тогда, и существо события. Рисуйте свободно, не пытаясь сделать красиво.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...