История развития НОТ: отечественный опыт.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ История развития НОТ: зарубежный опыт Началом создания науки об организации труда и управления можно считать конец XIX в., когда известный американский рационализатор Ф.У. Тейлор начал свои работы по изучению производственных процессов. Попытки использовать научные знания в изучении трудовых процессов предпринимались и раньше рядом ученых и научных учреждений. Например, в 60-х гг. XIX в. в России в стенах Московского ремесленного учебного заведения (ныне МГТУ) зародилась научная школа практической подготовки инженеров. В основу «русского метода практического обучения механическому ремеслу» был положен метод операционного обучения в отличие от так называемого метода предметного обучения. Идея этой системы принадлежит воспитаннику училища Д. К. Советкину. Производственный процесс расчленялся на трудовые операции и приемы, составлялись специальные инструкции и производилось обучение выполнению данной работы наиболее рациональными приемами. В результате время обучения сокращалось в 10— 20 раз. Тейлор(1856-1915): Принципы научной организации труда и управления: 1) изучение производственных процессов производится на основе их расчленения на операции, элементы операций и движения; 2) рабочему устанавливается конкретное, напряженное задание или урок; 3) рабочих обучают рациональным приемам, выработанным в результате хронометража, фотографии рабочего дня, или изучения трудового процесса с помощью кино; при этом производится отбор наиболее способных и выносливых рабочих; 4) рабочий должен быть только исполнителем; он обязан выполнять порученную ему работу в определенных, точно установленных пределах и условиях, предусматривающих освобождение его от всех функций, связанных с обдумыванием, расчетом и подготовкой работы; все эти функции возлагаются на аппарат управления;
5) предусматривается полное использование рабочего дня, создание на рабочем месте условий, обеспечивающих бесперебойную работу, в том числе наличие инструкционной карты организации труда по выполнению данной операции; 6) вводится повышенная оплата труда при выполнении установленной высокой нормы Ф.Б. Гилбрет(1868-1924): Проводил исследования в условиях массового поточного производства. Пришел к выводу, что для создания наиболее эффективных методов производительного труда при выполнении массовых ручных операций и приемов необходимы: 1) анализ последовательности рабочих движений привыполнении данной операции; 2) установление наиболее правильной их последовательности; 3) рационализация трудовых движений с целью их сокращения во времени; 4) устранение излишних физических усилий и облегчения труда рабочих А. Файоль (1841-1925) Разработал полную теорию менеджмента: определил и исследовал его функции, принципы и т.д. Система предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных работ по управлению промышленной компанией, которые охватывают: 1) производственно-техническую деятельность (производство, обработка, отделка, опробование, технический контроль); 2) коммерческую Деятельность (покупка, продажа, обмен); 3) финансовую деятельность (поиск наиболее эффективного приложения капитала, поиски рынков сбыта и покупки сырья и т.д.); 4) технику безопасности; 5) учет (расчет себестоимости, акции, балансы, статистика); 6) чисто административную деятельность (планирование, организация, руко-водство, координация, КОНТРОЛЬ) История развития НОТ: отечественный опыт. В конце XIX — начале XX в. экономика дореволюционной России значительно отставала от более развитых капиталистических стран, но русские промышленники следили за развитием работ поизучению организации труда и производства в США. Однако технические и организационные условия производства в царской России не создавали благоприятных предпосылок для внедрения передовых организационных идей.
Одним из первых пропагандистов тейлоризма в России был преподаватель МВТУ адъюнкт В.Р. Поляков, изучавший эту систему в США во время специальной командировки. В его отчете подробно рассмотрен метод Тейлора и, исходя из позиции представителя промышленных кругов, рекомендовано внедрение этого метода в русскую практику. - Наука об организации труда и производства стала развиваться и получила широкое практическое применение в России после Вели- кой Октябрьской социалистической революции. Сложность про- блемы заключалась и в том, что старая система управления, и в частности организация производства, не существовала, новая еще не была создана. Важнейшим и вместе с тем первоочередным направлением в создании новой организации производства В.И. Ленин считал научную организацию труда. Он внес значительный вклад в развитие науки об организации труда персонала2. Началом работы в области НОТ в нашей стране явилось изучение исследований Тейлора, Гилбрета, Ганнта, Файоля, Эмерсона, Кнеппеля, опыта заводов Форда. - С 1926 г. понятие «научная организация труда» перестало встре- чаться в практической работе до 1963 г. Однако работа по НОТ в промышленности продолжалась, но это понятие включалось в об- щий комплекс работ по организации производства и практике нормирования труда. Появились многочисленные работы советских специалистов в области технического нормирования. Широкую известность полу- чили труды А.Г. Попова, Г.Ф. Орентлихера, В.Н. Юматова, М.М. Шахназарова, А.Г. Спаха, А.А. Труханова, Я.М. Пунского, В.М. Иоффе, Г.И. Образцова, П.П. Файнглуза, А.В. Панкина, И.А. Приймака, Н.Н. Захарова, И.М. Разумова и многих других пионеров советского технического нормирования. - В годы Великой Отечественной войны работа по организации труда на предприятиях усложнилась. На производство пришли миллионы женщин и подростков, которых нужно было обучить
высокопроизводительным методам и приемам работы. Однако объективные трудности военного времени повлекли за собой не- виданный трудовой подъем всего народа. В результате повысилась производительность труда, стали широко применяться такие формы организации труда, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий, поточные линии, новые методы организации производства и др. - Послевоенный период, когда перед страной встала задача быст- рейшего восстановления и дальнейшего развития народного хо- зяйства, характеризуется широким размахом творческой актив- ности и производственной инициативы трудящихся. После фактической ликвидации в 1940-х гг. специальных научно- исследовательских институтов по НОТ (ЦИТ и др.) исследования в этой области продолжали вести отраслевые проектно-техно- логические институты, институты и бюро нормативов при минис- терствах, научно-исследовательские секции на крупных заводах. Но необходимость координации работ, особенно в области разра- ботки межотраслевых проблем экономики и организации труда, привела к созданию в 1955 г. Научно-исследовательского институ- та труда. - Важную роль для развития НОТ сыграло Всесоюзное совещание по
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|