Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития НОТ: отечественный опыт.




История развития НОТ: зарубежный опыт

Началом создания науки об организации труда и управления можно

считать конец XIX в., когда известный американский рационализатор Ф.У. Тейлор начал свои работы по изучению производственных процессов. Попытки использовать научные знания в изучении трудовых процессов предпринимались и раньше рядом ученых и научных учреждений. Например, в 60-х гг. XIX в. в России в стенах Московского ремесленного учебного заведения (ныне МГТУ) зародилась научная школа практической подготовки инженеров. В основу «русского метода практического обучения механическому ремеслу» был положен метод операционного обучения в отличие от так называемого метода предметного обучения. Идея этой системы принадлежит воспитаннику училища Д. К. Советкину. Производственный процесс расчленялся на трудовые операции и приемы, составлялись специальные инструкции и производилось обучение выполнению данной работы наиболее рациональными приемами. В результате время обучения сокращалось в 10— 20 раз.

Тейлор(1856-1915):

Принципы научной организации труда и управления:

1) изучение производственных процессов производится на основе их расчленения на операции, элементы операций и движения;

2) рабочему устанавливается конкретное, напряженное задание или урок;

3) рабочих обучают рациональным приемам, выработанным в результате хронометража, фотографии рабочего дня, или изучения трудового процесса с помощью кино; при этом производится отбор наиболее способных и выносливых рабочих;

4) рабочий должен быть только исполнителем; он обязан выполнять порученную ему работу в определенных, точно установленных

пределах и условиях, предусматривающих освобождение его от всех функций, связанных с обдумыванием, расчетом и подготовкой работы; все эти функции возлагаются на аппарат управления;

5) предусматривается полное использование рабочего дня, создание на рабочем месте условий, обеспечивающих бесперебойную работу, в том числе наличие инструкционной карты организации труда по выполнению данной операции;

6) вводится повышенная оплата труда при выполнении установленной высокой нормы

Ф.Б. Гилбрет(1868-1924):

Проводил исследования в условиях массового поточного производства. Пришел к выводу, что для создания наиболее эффективных методов производительного труда при выполнении массовых ручных операций и приемов необходимы:

1) анализ последовательности рабочих движений привыполнении данной операции;

2) установление наиболее правильной их последовательности;

3) рационализация трудовых движений с целью их сокращения во времени;

4) устранение излишних физических усилий и облегчения труда рабочих

А. Файоль (1841-1925)

Разработал полную теорию менеджмента: определил и исследовал его функции, принципы и т.д. Система

предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных работ по управлению промышленной

компанией, которые охватывают:

1) производственно-техническую деятельность (производство, обработка, отделка, опробование,

технический контроль);

2) коммерческую Деятельность (покупка, продажа, обмен);

3) финансовую деятельность (поиск наиболее эффективного приложения капитала, поиски рынков сбыта

и покупки сырья и т.д.);

4) технику безопасности;

5) учет (расчет себестоимости, акции, балансы, статистика);

6) чисто административную деятельность (планирование, организация, руко-водство, координация,

КОНТРОЛЬ)

История развития НОТ: отечественный опыт.

В конце XIX — начале XX в. экономика дореволюционной России

значительно отставала от более развитых капиталистических стран, но русские промышленники следили за развитием работ поизучению организации труда и производства в США. Однако технические и организационные условия производства в царской России не создавали благоприятных предпосылок для внедрения передовых организационных идей.

Одним из первых пропагандистов тейлоризма в России был

преподаватель МВТУ адъюнкт В.Р. Поляков, изучавший эту систему

в США во время специальной командировки. В его отчете подробно

рассмотрен метод Тейлора и, исходя из позиции представителя

промышленных кругов, рекомендовано внедрение этого метода в

русскую практику.

- Наука об организации труда и производства стала развиваться и

получила широкое практическое применение в России после Вели-

кой Октябрьской социалистической революции. Сложность про-

блемы заключалась и в том, что старая система управления, и в

частности организация производства, не существовала, новая еще

не была создана. Важнейшим и вместе с тем первоочередным

направлением в создании новой организации производства В.И.

Ленин считал научную организацию труда. Он внес значительный

вклад в развитие науки об организации труда персонала2.

Началом работы в области НОТ в нашей стране явилось изучение

исследований Тейлора, Гилбрета, Ганнта, Файоля, Эмерсона, Кнеппеля, опыта заводов Форда.

- С 1926 г. понятие «научная организация труда» перестало встре-

чаться в практической работе до 1963 г. Однако работа по НОТ в

промышленности продолжалась, но это понятие включалось в об-

щий комплекс работ по организации производства и практике

нормирования труда.

Появились многочисленные работы советских специалистов в

области технического нормирования. Широкую известность полу-

чили труды А.Г. Попова, Г.Ф. Орентлихера, В.Н. Юматова, М.М.

Шахназарова, А.Г. Спаха, А.А. Труханова, Я.М. Пунского, В.М.

Иоффе, Г.И. Образцова, П.П. Файнглуза, А.В. Панкина, И.А.

Приймака, Н.Н. Захарова, И.М. Разумова и многих других пионеров

советского технического нормирования.

- В годы Великой Отечественной войны работа по организации

труда на предприятиях усложнилась. На производство пришли

миллионы женщин и подростков, которых нужно было обучить

высокопроизводительным методам и приемам работы. Однако

объективные трудности военного времени повлекли за собой не-

виданный трудовой подъем всего народа. В результате повысилась

производительность труда, стали широко применяться такие формы

организации труда, как многостаночное обслуживание, совмещение

профессий, поточные линии, новые методы организации

производства и др.

- Послевоенный период, когда перед страной встала задача быст-

рейшего восстановления и дальнейшего развития народного хо-

зяйства, характеризуется широким размахом творческой актив-

ности и производственной инициативы трудящихся.

После фактической ликвидации в 1940-х гг. специальных научно-

исследовательских институтов по НОТ (ЦИТ и др.) исследования в

этой области продолжали вести отраслевые проектно-техно-

логические институты, институты и бюро нормативов при минис-

терствах, научно-исследовательские секции на крупных заводах.

Но необходимость координации работ, особенно в области разра-

ботки межотраслевых проблем экономики и организации труда,

привела к созданию в 1955 г. Научно-исследовательского институ-

та труда.

- Важную роль для развития НОТ сыграло Всесоюзное совещание по

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...