Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие цели, классификация и критерии управленческих целей




Индивидуальное планирование персонала заключается в

постановке жизненных целей, разработке критериев их достижения

и составлении индивидуальных планов работы.

Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата

деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом,

направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Со-

держание цели зависит от объективных законов действительности,

разных возможностей человека и применяемых средств для

достижения цели. Различают стратегические (глобальные) и

тактические (локальные) цели.

Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качест-

венное состояние системы на длительную перспективу, к достиже-

нию которого стремится человек. Например, получить высшее

экономическое образование, создать семью и воспитать детей, ор-

ганизовать новое предприятие по производству продукции и др.

Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние

отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их

достижения офаничено текущим периодом, как правило, до 1 года.

Например, поступить в институт, выйти замуж, составить бизнес-

план нового предприятия, купить автомобиль. А.П. Чехов сказал:

«Дела определяются их целями. То дело называется великим, у ко-

торого велика цель».

Классификация целей — сложная задача, поскольку имеет ка-

чественную форму измерения, поэтому можно сформулировать

достаточно общие признаки декомпозиции целей. В качестве груп-

пообразующих факторов можно указать следующие признаки де-

композиции целей: горизонт планирования, масштаб управления,

сфера деятельности, материальные потребности, духовные потреб-

ности, состав субъектов, период времени. Общая схема классифи-

кации целей показана на рис. 3.1.

В практической деятельности мы всегда сталкиваемся с необ-

ходимостью конкретизации жизненных целей. Так, стратегическая

цель — рост материального благосостояния может быть разделена

на совокупность тактических целей:

• улучшение жилищных условий: место в общежитии — отдель-

ная комната — малогабаритная квартира («гостинка») — пол-

ногабаритная квартира — отдельный дом (коттедж);

• улучшение личных транспортных средств: велосипед — мото-

цикл — автомашина — дорогой лимузин — личный самолет;

• улучшение одежды и обуви: простая сезонная одежда и обувь

— комплект импортной одежды и обуви — дорогие комплекты

модной одежды и обуви из фирменных магазинов;

• качественное питание: дешевая «потребительская корзина» —

доброкачественное питание — высококачественное дорогое пи-

тание из экологически чистых продуктов;

• развлечения и отдых: отдых дома (телевизор, книги, работа в

саду) — в доме отдыха или пансионате — в санатории на Черном

море — за границей на дорогом курорте, в хорошем отеле;

• рост денежных накоплений: рублевый счет «на черный день»

— перевод денег в валюту и накопления на покупки имущества —

крупные накопления и возможность жить на доходы от них.

 

8. Виды управленческого планирования, взаимосвязь целей и планов

Модель оптимизации целей управления включает такие элементы, как цели организации, ресурсы организации, жизненные цели сотрудников и критерии управления. Наиболее целесообразно планирование целей строить «сверху вниз» от целей и ресурсов организации и находить консенсус с жизненными целями сотрудников и сформированными критериями управления.

Исходными данными для планирования являются: философия организации; бизнес-план организации; планы экономического и социального развития; баланс предприятия за отчетный период; схема классификации целей и критериев управления; протоколы общих собраний учредителей (акционеров); коллективный договор; планы служебной карьеры сотрудников; трудовые договоры сотрудников; результаты социологических опросов в коллективе; статистическая и оперативная отчетность организации; маркетинговое исследование рынка организации; планы повышения квалификации сотруднико

Различают три основных метода планирования: 1. Директивное планирование («сверху»), когда администрация организации определяет тактические цели, критерии достижения и конкретные задачи организации на текущий период и делает разбивку плана по структурным подразделениям. Руководитель каждого подразделения детализирует годовой (квартальный, месячный) план на оперативных совещаниях с участками, отделами и службами и обеспечивает доведение плана до каждого исполнителя. При этом методе планирования обеспечивается реализация целей и показателей экономического и социального развития предприятия в целом. Жизненные цели индивидуумов учитываются обобщенно, частично, а иногда и вовсе не учитываются. 2. Индивидуальное планирование («снизу»), когда начальным является индивидуальное планирование жизненных целей отдельных работников. Эти планы обобщаются по участкам и отделам, агрегируются по структурным подразделениям, а затем методом сводного планирования формируется текущий план предприятия. В этом случае в максимальной степени учитываются жизненные цели людей и групповые интересы. Однако не всегда имеется возможность по ресурсам стыковки целей предприятия и жизненных целей сотрудников. Поэтому данный метод планирования нашел применение в организациях с высокой долей творческого труда, например Б вузах, НИИ, театрах, музеях и т.п. 3. Комбинированное планирование («сверху-снизу»), когда, с одной стороны, на основе стратегических целей организации формируются контрольные задания и нормативы по организации и структурным подразделениям, а с другой — жизненные цели сотрудников исходя из полученных контрольных заданий. Координация директивного и индивидуального планирования ведется экономическими службами методом интерполяции на уровнях «организация подразделение». Этот метод значительно сложнее в процессе реализации, однако позволяет достичь максимального сближения целей организации и личности.

После реформы экономики отказ от директивного планирования по многим показателям привел к резкому сокращению и упрощению форм плановой документации в организациях. Наиболее распространенные формы планов - годовые, квартальные и месячные. Формы плановых документов должны быть увязаны между собой по срокам и объемным показателям.

 

9. Жизненные цели и планы человека

Ниже приведен контрольный список жизненных целей человека:

1. Здоровьеощущение благополучия. Хорошее физическое состояние.Вес и рост. Питание. Отказ от курения.Сокращение потребления спиртного. Снятие перенапряжения.Отдых и расслабление. Медицинский контроль. Уход за телом.Спортивные упражнения. Оздоровительный комплекс.

2. Знания и умения. Получение квалификации. Продолжение образования. Профессиональная переподготовка в области культуры, экономики, политики, социальных проблем. Практические и технические навыки и умения. Грамотность в сфере человеческих отношений.

3. Работа и профессиональное продвижение. Выбор профессии, сферы деятельности, специальности и направленияработы. Уровень притязаний. Желание иметь влияние, делатьответственное дело, побеждать, заниматься разнообразнойпрофессиональной деятельностью. Продолжительность рабочегодня. Удаленность места работы от дома.

4. Социальные блага и гарантии. Оплата больничных листов, материальная помощь к отпуску, страхование жизни,окружающая среда, творческий отпуск, ежегодный отпуск, ссуды,кредиты наприобретение товаров длительного пользования, время ухода напенсию, пенсия, завещание.

5. Материальное положение. Имущество, доход, обеспеченность, источники средств, наличные средства, налоги, вложения средств, сбережения, накопления, финансовое положение детей, квартира (дом), машина, лодка, дача, мебель, оборудбвание и отделка жилища, одежда, украшения, личные расходы.

6. Отношения с окружающими людьми и обществом. Друзья, соседи. Начальник, коллеги, партнеры, деловые связи.Государственные учреждения, организации, ассоциации. Политики,известные, влиятельные люди, пресса.

^ 7. Жизненная позиция. Политические убеждения, мораль, идеологическая позиция, религия, принадлежность к социальной группе, потребность в статусе и уважении, поддержка коллег и друзей.

8. Использование свободного времени. Возможности для личного развития; соотношение затрат времени на отдых, времяна себя, время на других; удержание достигнутых позиций;улучшение положения. Занятия в свободное время: хобби,общественная деятельность, путешествия, праздники,традиционные занятия, новое в жизни. Повышение качестватрудовой жизни.

9. Семья и родственники. Равенство в семье, распределение домашних обязанностей, семейное положение, структура семьи (число детей, жизнь с родителями или отдельно от них и пр.), воспитание детей, внуки, взаимоотношения с родственниками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...