Вклад В. Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики. (Г. Фехнер).
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая психология и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология – наука о психике, ее свойствах, состояниях, явлениях, о ее развитии. Предмет психологии - психическая деятельность, психика, сознание человека. Психическую деятельность изучают через закономерности ее развития, а именно психические процессы и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и индивидуально-типологических особенностей человека. Психика – свойство мозга – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Структура психологической науки. В отечественной и зарубежной литературе описан ряд систем психологии. К.К. Платонов предложил следующий проект: 1. Теоретическая Ψ. Общая пси, история психологии, философия психологии, методология психологии. 2. Отраслевые психологии. (напр., пси.развития, пед.пси.) Б. Г. Ананьев: разделы психологии, изучающие: а) человека как индивида и его онтогенез - общая, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихофизиология; б) личность и ее жизненный путь - общая, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, пси.отношений, психологическое учение о мотивации; в) человека как субъекта деятельности – пси.познания, творчества, труда, общая.пси и генетическая.
Практическая психология (ПП) - психология, ориентированная на жизненные запросы широкого круга людей и направленная на образование людей, для которых она не является проф.знанием. В отличие от прикладной психологии (строго научные рамки), ПП опирается и на опыт практических психологов. Задачи практической психологии: 1. Решение научно-исследовательских задач ПП (изучение закономерностей развития и формирования личности, разработка методологич.основ деятельности практич.психолога, способов, средств и методов проф.применения психологич.знаний в условиях различных социальных систем). 2. Решение прикладных задач ПП (психологическое обеспечение оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов). Т.е. составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по ПП; разработка психол.рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров и т.д. Роль психологии в системе наук о человеке. Треугольник: взаимосвязь трех главных разделов научного знания: естественных, социальных и философских наук. Между всеми тремя стоит психология в качестве самостоятельной науки, изучающей психическую деятельность человека с естественно-исторической и социальной стороны. Психология: 1. По понятийному аппарату происходит из философии. 2. Методы использует из естественных наук. 3. Задачи решает социально-педагогические. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ данных. Метод – это выражение нек.свойств соотношения между объектом и субъектом в процессе познания. Классификация методов по Ананьеву. 1) Организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); 2) Эмпирические (наблюдение: внешнее и самонаблюдение; вербально-коммуникативные методы: беседа, опрос; экспериментальный: лабораторный, естественный, формирующий; психодиагностические; психотерапевтические; биографические и т.д.);
3) Интерпретационные (генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный); 4) Обрабатывающие: Количественный анализ данных - внешнее изучение (методы первичной и вторичной обработки данных; корреляционный, дисперсионный, регрессионный, факторный анализы, шкалирование); Качественный анализ данных - внутреннее изучение - предварительное проникновение в сущность объекта на базе количественных данных (классификация, типологизация, систематизация, периодизация). Классификация методов по Рубинштейн. Основные: 1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. 2. Эксперимент: лабораторный; естественный; психолого-педагогический; вспомогательный (метод условных рефлексов). Дополнительные: опрос, анкетирование, беседа. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики. Психика - свойство живых, высокоорганизованных, материальных тел, которое заключается в их способности отражать окружающую, независимо от них существующую, действительность. Специфичной формой психического отражения является чувствительность, в отличие от биологической раздражимости.Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Стадии развития психики (Леонтьев): 1. Стадия элементарной сенсорной психики. Приспособление к более сложной среде посредством органов чувствительности. Элементарная сенсорная психика – способность отражения отд.свойств среды. 2. Стадия перцептивной психики. Психическое отражение целостных вещей. Развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции). 3. Стадия интеллекта характеризуется способностью: а) быстро находить нужную операцию, б) запомнить найденную операцию без многочисленных повторений, в) легкого переноса операций в др.условия (чуть схожие). Операции путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи, но и их отношения.
4. Стадия сознания характеризуется: отражением существенных и закономерных связей, рациональным логическим мышлением, появлением языка, появлением сознания + общественная деятельность. Сущность психич.развития в развитии нов.форм действенного, познават.отражения действительности. Рубинштейн выделяет следующие стадии развития психики: 1. Предисторические формы поведения (простейшие) - поведение регулируется физическими градиентами, определяясь физико-химическими процессами. 2. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, неосознанные формы поведения. 3. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения. Вклад В. Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики. (Г. Фехнер). Выделение психологии как самостоятельной науки произошло в результате развития психологического комплекса знаний в философ и развития естеств научных дисциплин: физиолог, физики, математики, биологии. Ни философская псих, ни науки об орг-ме чела не были в состоянии снять противоречие м\у идеалистич и материалистич представлен о природе чела. Стало очевидно, что сущ класс явлен, кот следует изучать экспериментально, но это невозможно сделать ни в рамках физиологии, ни в рамках физики. Вундт основал 1 психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 г. Выпускались 1-е психологические журналы, проходили международные психологические конгрессы, образовалась 1 международная школа подготовки профессиональных психологов, сформировалась мировая организационная структура психологической науки. Работа Вундта «Основы физиологической психологии», в кот он описал программу развития психологии: Основной метод исследования – интроспекция. Цель исследования – получение данных о структуре сознания, путем выделения отдельных элементов. Материал сознания – «сенсорная мозаика».
Предмет псих – непосредств опыт субъекта (феномены сознания) Вундт вычленил «простейшие элементы» сознан: ощущения и элементарн чувства. Сознание – совокупность разрозненных элементов, дополненных апперцепцией. Высшие процессы надо изучать исследуя мифы, обряды, язык и другие продукты чел.духа. Психофизика – наука, изучающая отношения между величинами раздражителей той или иной модальности и интенсивности вызываемых ими ощущений. В основе психофизики заложена идея – псих явлений, подчиненых опред.закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математически. Фехнер исходил из 2-х положений: 1. Сенсорн сис чела – измерительный прибор, кот соответствующ образом реагир на воздействующие физич стимулы. 2. Психофизические хар-ки у людей распред по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим хар-кам. Описал схему построен псих образа (повторяет современную схему процесса восприятия): Раздражение (физика)Õ возбуждение (физиология)Õ ощущение (псих)Õ суждение (логика) Сила воздействующего раздражителя логарифмически (прямолинейно) связана с интенсивностью, яркостью возникающего ощущения. закон Вебера-Фехнера. Ощущениями до этого ими занимались только врачи и физики. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|