Личность как система субъективных отношений (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев)
Органическая концепция личности – В.М. Бехтерев. Личность – это то объединяющее и направляющее начало, «которое руководит мыслями, действиями и поступками человека. Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации, личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий». В.М. Бехтерев особо подчеркивает, что психическая жизнь «есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений. В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность…личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру». Понятие "отношение" ("соотношение") означало не столько целостность, сколько активность, т. е. способность психики не только отражать среду, но и преобразовывать ее Концепция личности А.Ф. Лазурского. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи и т.д).Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.
Личность-единство двух психологических механизмов. Для А.Ф.Лазурского понятие "отношение" имело три значения: 1) на уровне эндопсихики - взаимная связь сущностных единиц психики(основные псих. функ-ции:внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере) – ядро личности; 2) на уровне экзопсихики - феномены, появляющиеся в результате взаимодействия психики и среды; 3) взаимодействие эндо- и экзопсихики. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. М.Я.Басов Считал расчленение единого процесса жизни на две несоединимые половины - физическую и психическую - одной из самых удивительных и роковых иллюзий человечества. Отношения организма/личности и среды взаимны, причем среда представляет собой объективную реальность в ее отношении к организму/личности. В.Н. Мясищев, унаследовав научный и методологический потенциал своих учителей - В.М. Бехтерева, А.Ф.Лазурского и своего коллеги М.Я.Басова, обратился к тезису К.Маркса о том, что "сущность человека есть совокупность общественных отношений". В своем учении Мясищев не только интегрировал идеи Бехтерева, Лазурского и Басова, но и выдвинул свои собственные. Он выделял уровни (стороны) отношений, которые формируются в онтогенезе: 1) к другим людям в направлении от формирования отношения к близким (мать, отец) к формированию отношения к "дальним"; 2) к миру предметов и явлений; 3) к себе.
Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (школа А.Н. Леонтьева и современное ее развитие). Рац. и иррац. в поведении человека. На основе этого — установка и психодинамический подход. Нужно рассматривать с конца. Н-р вопрос 50 как факторный анализ задействован в психологии личности. На основе этого выделить подходы. (номотетический — 1 набор черт, идиографический — у каждого свой). Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским (1896-1934). “ Общий генетический закон культурного развития ” Выготский сформулировал так: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своём развитии, т.к. она является первоначально социальной функцией». Различал два уровня психического - натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу (механич.запоминание, непроизвольн.внимание и др.) Центр.момент - возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Всякая высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Через общение человек овладевает ценностями кулътуры, овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). А.Н.Леонтьев Теория деятельности. Предмет рассмотрения в теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.
Взаимно превращающимися единицами деятельности считаются потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла. Действие внутренне связано с личностным смыслом. Личность в теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|