Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки.
Джеймс и Дьюи подготовили программу т.н. «чикагской школы функцион психологии». Функцион псих – учен о псих операциях, в противоположность учению о псих Эл-тах. Операции выполняют роль посредников м\у потребн орг и средой. Главное назначение сознания – «аккомодация к новому». Орг действ как психофизическое целое, и поэтому псих не может ограничиться областью сознания. По Джеймсу, сознание не агрегат идей или образов как устойчивых Эл-тов, а не повторимый поток, где одно явл сливается с другим и им перекрывается. Имя Джемса ассоциируется с формулой «поток сознания». Структура личности. Физическая личность, к кот относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; Социаль личность как форма признания в нас личности со стороны других людей (престиж, дружба); Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п. Эмоции: первичными явл изменен в мышечн и сосудистой сис орг, вторичными - вызванные ими эмоц сост. Идеоматический акт: любая мысль (идея) о движ переходит в движ мышц (моторику), когда этому не препятствует другая мысль. Дьюи доказывал, что псих деят явл потоком, но не сознания, а активности, включающей в нераздельной целостности организм с его нервными структурами и среду. Завис ощущения от движения, а также осознание объекта под давлением требований предметного действ субъекта дали ему повод утверждать, что действ конструирует стимул-объект. Джеймс - один из лидеров функцион псих, под кот. им понималось учение о психич. операциях, выполняющих роль посредников м\у орг и средой. Главное назначение сознания: аккомо-дация к новому, выживан в сложной среде. Орг действ, используя свои ф-ии - внимание, память, мышление и др. как психофизич целое, и поэтому псих не вправе ограничиться областью сознания и данными субъекту сведениями о нем, т.е. интроспекцией. Большое вниман в его исслед уделялось мышечн приспособлениям, фактору потребности и генетич методу.
Функционалисты стремились к умножен контактов псих с неврологией, социологией, антропологией, педагогикой. Они внедряли в экспер работу генетич метод. Большое внимание в чикагской школе уделялось мышечным приспособлен и фактору потребн. Бихевиоризм и необихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др.) Понимали чел. как совокупн рекций на ситуацию, поэтому предмет псих – повед и активность. Отрицали метод интроспекции из-за субъективности/ненаучности, использ. наблюдение, эксперимент. Одним из пионеров бихевиористского движен был Торндайк (1874-1949). Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта проблемную сит, т.е. такие внешн услов, для приспособлен к кот орг не имеет готовой формулы двиг ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Связь "сит – р-я" в отличие от рефлекса характеризовалась след признаками: · исходный пункт - проблемная сит, · орг противостоит ей как единое целое, · он активно действует в поисках выбора · выучивается путем упражнения. Дж.Уотсон (бихевиоризм) описывал активн через понятие р-ии, т.е. изменен в орг, кот могут быть зафиксированы. Описательная схема: St->R, где хар-ер р-ии опред-ся только стимулом, т.о. научение сопоставимо с выработкой услов рефлекса. Эта схема распростр на взрослых, детей и животных. Позже встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию во взаимодействии со стимулом, и схему дополнили: St=>n=>R, где n - промежуточные переменные (некоторые события в орг, на кот воздействует стимул), кот также опред ответную р-ю. Личность представляет собой совокупность организованных (социализир и урегулиров инстинкты) навыки, социализир и умеренные эмоции, способн образовывать новые навыки и видоизменять старые, способн удерживать навыки.
Возможн в отнош р-и – достаточность/недостаточность навыков, бурность/недостаток эмоций и т.д. Юношеские изжитые и частично обобщенные навыки и сис инстинктивн р-ий всегда влияют на функционир сис р-ий зрелого чела и на способн этого чела образовывать новые сис навыков. Б.Скиннер (небихевиоризм): существуют 2 вида повед: · Респондентное – р-я на знакомый стимул. · Оперантное – определяемое и контролируемое рез-ом, следующим за ним; если последствия +, оперантная сит стремится к повторен, если “-“ – стремится не повторяться. Т.о. вероятностные последств повед управляют челом, а не чел ими => идея программированного обучен. Ключевая концепция системы Скиннера – подкрепление. Использовал 2 вида подкреп: Первичное (безусловное) – пища, вода, физический комфорт Вторичное (условное) – деньги, внимание, одобрение – на чела действуют сильнее. Повед чела контролир аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами: наказание и негативное подкреп. Скиннер боролся с применением аверсивных методов к-ля повед и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкреп. Скиннер разработал метод успешного приближения (=метод формирования поведения) – подкреп повед, наиболее близкого к желаемому оперантному повед. Утверждал, что речь развив посредством этого метода (родители подкрепляют ребенка когда он говорит что-то похожее на слова взрослых). Необихевиористы не объяснили, что происходит у чела в голове, но предложили схему ТОТЕ: Test=>Operation=>Tes=>Exit На практике была создана бихевиоральная терапия, тренинги. В союзе с гуманистами и создали очень сильные виды терапии. Минусы бихевиоральной терапии: Чел может заучить и беспомощность, Чел становится ригиден и не может резко изменить свое повед, В стрессовой сит научение слетает как шелуха. Толмен предложил когнитивн теор научения, считая, что псих процессы, участвующие в научен, не ограничив связью СР. Фундаментальн законом научен он считал овладен «знаком-гештальтом», т.е. когнитивн представ, занимающим промежут положение м\у стимулом и р-ей. В то время как связь «стимул – р-я» носит механич хар-ер, познан играет активн посредническую роль, и рез имеет вид: стимул – познават деят (знак-гештальт) – р-я. Знаки-гештальты сост из «когнитивных карт» (умств образов знакомой местности), ожидан и прочих промежут переменных.
Джон Уотсон (1878-1958) Попытка найти формы объективн подхода к псих жизни. Субъективные понят не могут считаться научн. Предмет изучения повед и активность. Активность описывается через понятие р-ии, т. е. изменения в орг, кот могут быть зафиксированы. В кач описательной схемы: St - R, т. е. характер р-и объясняется только стимулом. Схема распространима и на животных, и на человека. Научение сопоставимо с выработкой условного рефлекса. Б. Скиннер Повед может определяться не стимулом, предшествующем р-и, а вероятными последствиями повед, т. е. будет воспроизводиться тот опыт, кот имел приятные последств. Т. о. вероятные последств повед управляют челом, а не чел ими. Идея программированного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|