Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.
Личность (по Ананьеву) – психический механизм, регулирущий процессы внутригрупповой и межгрупповой коммуникации. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Биологическое,индивид— это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Иногда понятие «индивид» используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Ч-к как индивид обладает первичными и вторичными св-ми. Первичные-индивидуально-типические свойства — конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства — структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст. Личность -общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности включает в себя: сознание, активность, деятельность.Человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность. Ананьев выделял два аспекта индивидуальности:
биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция. Идентичность. Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно встающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Блоки самосознания: 1)Когнитивный - самооценка, самоанализ, самонаблюдение 2)Аффективный - самочувствие, самолюбие 3)Волевой - самоконтроль, саморегуляция. Онтогенез: 2 года ребенок узнает себя в зеркале->появл.местоимения «я» к 3г.->активн.разв.самооценки и осозн-е св.переживания «я огорчен»->осознание себя во времени 6-7 лет->мл.школьн.возраст – осозн-е себя в мире обществ.отнош.-> развитие сознания стихийно, есть потребность познать себя как личность отличную от других – подростковый возраст - происходит включение в систему социальных связей => активное самопознание. Самопознание - сложн.многоур.процесс, индивидуал-но развернутый во времени. Условно можно выделить 2 стадии: 1.познание своих особенностей через познание особенностей др., 2.сличение и дифференциацию(самоанализ). Ребенок усваивает и использует в самопознании: 1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы; 2. Образ самого себя; 3. Отношение к себе и оценку себя родителями; 4. Чужую самооценку (например, родительскую); 5. Способы регуляции поведения; 6. Уровень ожиданий и притязаний.
Самопознание - процесс динамический, никогда не завершающийся, с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией. Саморегуляция - один из ур.регуляции активности посредством психических средств отражения и моделирования дейст-ти; Связана с рефлексией личности. Саморегуляция тесно связана с таким эмоц.компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка. Самооценка - результат интеграт.работы в сфере самопознания и эмоционально-ценностных самоотношений. Непостоянный конструкт. Обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Самоорганизация - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|