Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.




Личность (по Ананьеву) – психический механизм, регулирущий процессы внутригрупповой и межгрупповой коммуникации.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Биологическое,индивид— это человек как единичное природное существо, предста­витель вида Homo sapiens. Иногда понятие «индивид» используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Одна­ко и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Ч-к как индивид обладает первичными и вторичными св-ми. Первичные-индивидуально-типические свойства — кон­ституциональные (общесоматические), нейродинамические и билате­ральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства — структуру ор­ганических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст. Личность -общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темпера­мент, способности и характер. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности включает в себя: сознание, активность, деятельность.Человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его инди­видуальность. Ананьев выделял два аспекта индивидуальности:

биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства

теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития.

Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция. Идентичность.

Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно встающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Блоки самосознания: 1)Когнитивный - самооценка, самоанализ, самонаблюдение 2)Аффективный - самочувствие, самолюбие 3)Волевой - самоконтроль, саморегуляция. Онтогенез: 2 года ребенок узнает себя в зеркале->появл.местоимения «я» к 3г.->активн.разв.самооценки и осозн-е св.переживания «я огорчен»->осознание себя во времени 6-7 лет->мл.школьн.возраст – осозн-е себя в мире обществ.отнош.-> развитие сознания стихийно, есть потребность познать себя как личность отличную от других – подростковый возраст - происходит включение в систему социальных связей => активное самопознание. Самопознание - сложн.многоур.процесс, индивидуал-но развернутый во времени. Условно можно выделить 2 стадии: 1.познание своих особенностей через познание особенностей др., 2.сличение и дифференциацию(самоанализ). Ребенок усваивает и использует в самопознании:

1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы; 2. Образ самого себя; 3. Отношение к себе и оценку себя родителями; 4. Чужую самооценку (например, родительскую); 5. Способы регуляции поведения; 6. Уровень ожиданий и притязаний.

Самопознание - процесс динамический, никогда не завершающийся, с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией. Саморегуляция - один из ур.регуляции активности посредством психических средств отражения и моделирования дейст-ти; Связана с рефлексией личности. Саморегуляция тесно связана с таким эмоц.компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка. Самооценка - результат интеграт.работы в сфере самопознания и эмоционально-ценностных самоотношений. Непостоянный конструкт. Обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Самоорганизация - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...