Итоговый контроль. Литература. Практическое занятие № 5. Тема: психические процессы: мышление и воображение. Контроль исходного уровня знаний
Итоговый контроль. Выполните тестовые задания № 60-63, 74, 77 (приложение 1). Литература Основная: 1. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 704 с. 2. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 636 с. Дополнительная: 1. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 3. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //psychological. slovaronline. com/ СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с. 5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. -метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Тема: Психические процессы: мышление и воображение. Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать представления об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов мышления и воображения, о требованиях учета закономерностей мышления и воображения в деятельности врача. 2. Развивающая: способствовать развитию и формированию общекультурных компетенций, развивать способности к применению мыслительных операций при решении профессиональных задач. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально-этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: - проявление основных закономерностей и особенностей мышления и воображения. Обучающиеся должны уметь: - раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях; - анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы. Обучающиеся должны владеть: - методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля. Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 65, 67, 82, 84, 85, 91, 92, 94 (приложение 1).
Глоссарий темы: мышление, формы мышления, виды мышления, логические операции, язык, речь, воображение, виды воображения.
Содержание основных понятий Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Формы мышления: - понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки объектов; - суждение – форма мысли, в которой находит место отражение связей между объектами или их свойствами; - умозаключение – шаг логического вывода, заключение из одного или более высказываний в результате которого возникает новое суждение или понятие. Виды мышления классифицируются: 1) по характеру используемых средств: - наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в конкретной форме;
- знаковое – материал для мыслительной деятельности представлен в знаковой (символической) форме. 2) по характеру протекания познавательных процессов: - интуитивное – непосредственное усмотрение решения без осознания путей его получения; - аналитическое – понимание закономерности и принципа решения путем логических операций. К ним относятся:
3) по характеру выполняемых задач: - практическое – решение задач, возникающей в конкретной ситуации с ее возможностями и условиями; - теоретическое – решение задачи в общем виде, поиск закономерностей вне зависимости от требований ситуации. 4) по уровню развития: - наглядно-действенное (доминирует до 3 лет) – познание посредством манипулирования конкретными предметами в конкретной ситуации; - наглядно-образное (до 7 лет) – мышление образами, а не понятиями; - словесно-логическое – функционирует на базе знаковых средств и оперирует понятиями, логическими конструкциями, выходит за пределы ситуации. Словесно-логическое мышление является эволюционно самым новым и свойственно только человеческому мышлению Язык – система знаков и правил оперирования ими. Язык в действии – это речь. Речь – процесс общения людей посредством составляющих языка, рассматривается как особый вид деятельности, познавательный психический процесс и высшая психическая функция человека. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). В психологии различают два основных вида речи: внешнюю (устную: диалогическую и монологическую; письменную) и внутреннюю (как фаза планирования в практической и теоретической деятельности). Внутренняя речь формируется на основе внешней. Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами сострадать, сорадоваться, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельносоздает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Пассивное воображение – подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах: - агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей; - гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей; - схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; - типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; - заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Совокупность познавательных процессов и характер их протекания определяют интеллект человека. Контрольные вопросы: 1. Каковы этапы решения мыслительных задач? 2. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением? 3. Что такое мысленный эксперимент? 4. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность? 5. Что такое интеллект?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|