Работа на занятии. Итоговый контроль. Литература. Практическое занятие № 3. Тема: психические процессы: ощущения, восприятия
Работа на занятии Задание 1: 1) Раскройте в виде тезисов предназначение педагогики и поясните в чем заключается суть образования как социального феномена. 2) Используя методический материал и текст Федерального Закона № 273 «Об образовании» (статья 2), раскройте основные категории педагогики. 3) Используя материалы главы 1 и главы 11 (статья 82 ФЗ №273) сформулируйте основные принципы государственной политики в области образования вообще и медицинского образования в частности, а также раскройте права преподавателей и обучающихся высшего медицинского учебного заведения. 4) Какие обязанности в высшем медицинском учебном заведении определены для преподавателей и обучающихся? Задание 2. Составьте логико-смысловую схему связи педагогики с другими отраслями научного знания. Задание 3. Укажите, в каких государственных образовательных документах отражается содержание образования. Задание 4. Решите ситуационную задачу (ОК-1 ). «Ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые видят на первых партах, эти студенты при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли вы предложить методику борьбы с субъективностью? »
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 24, 29-31, 34, 35, 37, 39, 40-43, 45, 46, 49, 50 (приложение 1)
Литература Основная: 1. Лукацкий М. А. Педагогическая наука: история и современность. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. – 448 с. [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Режим доступа: http: //www. studmedlib. ru/book/ISBN9785970420874. html 2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 491 с.
Дополнительная: 1. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. – 114 с. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 3. Крившенко Л. П., Юркина Л. В. Педагогика: учебник и практикум. Москва: Проспект, 2018. –240с. 4. Руденко А. М. педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие/ А. М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. -303с. 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать представления обучающихся об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов ощущения и восприятия, а также о возможностях учета закономерностей и особенностей ощущения и восприятия в деятельности врача. 2. Развивающая: обеспечить развитие познавательной мотивации и формирование общекультурных компетенций. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально-этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей. Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: основные закономерности и особенности процессов ощущения и восприятия. Обучающиеся должны уметь: раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях, анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы, связанные с психологическими аспектами деятельности врача
Обучающиеся должны владеть: методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля.
Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 58, 59, 73, 83, 86 (приложение 1)
Глоссарий темы: психические процессы, ощущения, классификация ощущений, общие свойства ощущений, общие психофизиологические закономерности ощущений, восприятие, свойства образа восприятия, классификация восприятий, организация восприятия. Содержание основных понятий Психические процессы –это способность центральной нервной системы организма отражать воздействие окружающего мира и формировать образ, побуждающий к деятельности. К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер. Классификация ощущений: 1. По модальности (принадлежность определенным органам чувств): зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные. 2. По месту расположения рецепторов: - интероцептивные ощущения – сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма и связаны с внутренними рецепторами, расположенными на стенках внутренних органов (ощущение голода, жажды, боли и т. д. ); - проприоцептивные ощущения(лат. proprius – собственный) – это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате; - экстерорецептивные ощущения – ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы поверхности тела. В свою очередь экстероцептивные ощущения делится на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.
3. По взаимодействию рецепторов с раздражителем: - дистантное – отражает качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слух, зрение); - контактное – связано с непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус, осязание, боль, тактильные, температурные ощущения). Общие свойства ощущений: 1. Качество – особенность данного ощущения, варьирующая в определенных пределах. 2. Интенсивность – количественная характеристика, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизиологический закон Вебера-Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. 3. Длительность – временная характеристика, зависящая от времени действия раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение появляется не сразу, существует латентный период, неодинаковый для различных ощущений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|