Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качества внимания. Работа на занятии




Качества внимания

1. Избирательность – возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Выбор информации, поступающей в мозг, больше всего зависит от потребностей и интересов самого субъекта, от его ожиданий.

2. Устойчивость – характеристика внимания во времени – деятельность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость повышается с увеличением сложности объектов, с сознанием значимости выполняемой работы. Ослабление устойчивости внимания может быть длительным или временным. Колебания (флюктуации) наблюдаются у всех людей, но разной степени.

3. Переключение – намеренный сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может быть обусловлено требованиями деятельности либо необходимостью включения в новую деятельность.

4. Распределение – возможность удерживать в сфере внимания несколько видов деятельности. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее однородные виды деятельности.

5. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При восприятии множества объектов в интервале 1 сек. объем внимания взрослого человека в среднем равен 5±2 элементам. Объем зависит от структурной организации объектов, от их особенностей.

Контрольные вопросы:

1. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?

2. Что нужно практически сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Какие факторы влияют на забывание?

3. Чем отличается оперативная память от кратковременной? Какие виды и процессы памяти у вас наиболее эффективны?

4. Что такое мнемонические приемы?

5. Как проявляются расстройства памяти?

 

Работа на занятии

Задание 1. Вспомните виды памяти и решите следующие ситуационные задачи:

Ситуационная задача №1 (ОК-1, ОК-8). В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах проверили материал через 2 недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?

Ситуационная задача №2 (ОК-1, ОК-5). Человеку, обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание (тиф). Люди, присутствующие в зале, быстро вспомнили это слово, а испытуемому понадобилось 2 минуты, чтобы выполнить задание. Оказалось, что он перебирал в уме все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в данном случае?

Ситуационная задача №3 (ОК-1, ОК-5).  Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию?

Ситуационная задача №4 (ОК-1, ОК-8). В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить 5 арифметических задач. В другой группе кроме этого задания было предложено составить 5 аналогичных задач. После этого в обеих группах попросили воспроизвести числа из условий всех 10 задач. В какой группе более успешно выполнили задание и почему?

Задание 2. Повторите классификацию памяти по характеру психической активности и определите в каждой из ситуационных задач (ОК-1, ОК-5) вид памяти.

Ситуационная задача №1. Пианист в результате несчастного случая внезапно полностью потерял слух. Однако еще несколько лет спустя он продолжал концертную деятельность, играя произведения, выученные до потери слуха. Послушные пальцы помнили движения по клавиатуре.

Ситуационная задача №2. Константин, проработав поваром более 5 лет, мог по вкусу легко отличить компоненты блюда и назвать достаточно точно способ его приготовления.

Ситуационная задача №3. Генерал-майор Петр Яковлевич много достиг в жизни. Имел целый ряд наград. Однако самой большой наградой, запомнившейся ему на всю жизнь и принесшей ему настоящее счастье, было то, что он еще мальчишкой сделал своими руками модель самолета и его отец помог ему запустить эту модель в небо. Уже будучи пожилым человеком, он свято хранил эту старенькую модель.

Ситуационная задача №4. Николай знал, что стоит ему только один раз прочитать вслух или проговорить «про себя» текст, как он его запоминал фактически без ошибок.

Ситуационная задача №5. У Оли мама умерла, когда ей было 4 года. Став взрослой, она не могла вспомнить точно ее внешности. Однако бессознательно она больше доверяла белокурым женщинам с голубыми глазами, в которых светилась доброта и понимание. Она не могла знать, что это происходит потому, что они были похожи на ее мать.

Ситуационная задача №6. Художник Николай обладал удивительной способностью: стоило ему один раз увидеть человека, он запоминал его столь отчетливо, что мог написать его портрет.

Ситуационная задача №7. Игорь Константинович проработал в НИИ кораблестроения около 25 лет. Спустя три года после выхода на пенсию он мог нарисовать любую из схем кораблей, над усовершенствованием которых он работал все эти годы.

Задание 3. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5), используя учебный материал по теме «Внимание»:

 Ситуационная задача №1. На практических занятиях в вузе один преподаватель в тех случаях, когда студенты вели себя особенно шумно, стучал по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывал педагог? Как долго он может пользоваться подобным приемом?

Ситуационная задача №2. Во время хирургической операции за спиной хирурга падает металлический лоток с инструментами. Какие профессиональные требования предъявляет эта ситуация к вниманию хирурга?

Ситуационная задача №3. Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, затем опять садится. С чем могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

Ситуационная задача №4. Из книги К. К. Платонова «Занимательная психология»: «Когда я к концу амбулаторного приема очень уставал, то замечал, что, рассматривая очередного пациента, не могу отделаться от мысли о предыдущем больном. Их жалобы и симптомы болезни у меня смешивались. Это очень затрудняло работу». С чем могут быть связаны трудности врача в описанной ситуации?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...