Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистическая психология.




Лидеры: Г. Оллпорт, Г. Меррей, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй.

Истоки:

ü Идеи интенциональности сознания (Брентано);

ü Принцип целостности и инсайта (работы гештальтпсихологов);

ü Метод понимания в психологии Дильтея;

ü Психоанализ и неофрейдизм: Адлер, Хорни, Эриксон;

ü Философия жизни в целом;

ü Экзистенциализм в философии.

Причины. В 1960-х годах в американском обществе, особенно среди молодежи, начало нарастать недовольство жестким порядком, механистичностью и серостью культуры, ее безжизненностью и косностью. Возникли хиппи, а позже панки, исповедовавшие следующие ценности:

Ориентация на реализацию личности

Опора на настоящий момент, жизнь сегодняшним днем

Гедонизм

Презрение к рационалистическому способу решения проблем в пользу эмпатии и интуиции

Обесценивание всех ценностей (видимо всех, кроме своих J).

Т.о., само время стало толчком для появления на сцене гуманистической психологии. Дух времени и всё такое, блин! J Судите сами – цели гуманистической психологии:

Убрать перекосы бихевиоризма и психоанализа

Приблизить психологию к жизни.

Проблематика:

§ Душевное здоровье vs. патология

§ Позитивные душевные качества личности vs. личностные расстройства

§ Любовь vs. сексуальные влечения

§ Счастье vs. невроз

§ Смысл vs. конфликт.

Единство теории и практики – психотерапия направляет теоретические разработки.

А. Маслоу. В основе его теории лежит понятие самоактуализации. Направления исследований:

1) Исследования самоактуализирующихся личностей.

2) Исследования т.н. «пиковых» переживаний.

3) Исследования собственно самоактуализации как процесса развития личности.

Основные черты самоактуализирующийся личности:

o Принятие себя таким, какой есть

o Спонтанность

o Деловая направленность

o Склонность к пиковым переживаниям

o Стремление к самоанализу

o Опора на себя.

Подавление витальной потребности к самоактуализации ведет к возникновению неврозов, душевных расстройств. Соответственно, превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека (можно вспомнить еще про его пирамидку).

Комплекс Ионы – отсутствие стремления к самоактуализации. Нужно достигать – счастье. Контрооценивание всего – потеря ценностей, так как они заставляют ощутить нашу малую ценность. Нужна не враждебность, а благоговение. Комплекс – боязнь, нам нужна истина, ее нужно принять – восхищение.

Творческая личность здорова. Важна общая обстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями). Дефицитные мотивы (детерминанты поведения, удовлетворяют 5 критериям: их отсутствие – болезнь, присутствие – предотвращение болезни, восстановление – излечение болезни, при определенных условиях – предпочтение их удовлетворения, не активны, функционально отсутствуют у здорового) и мотивы роста (метапотребности – б-мотивы, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал). Метапотребности: целостность, совершенство, завершение, закон (порядок), активность, богатство, простота, доброта, красота, уникальность, ненапряженность, игра, истина, самонадеянность (нет иерархии, инстинктивны). Мотивация роста – повышение напряжения, а дефицитарные – понижение. Неудовлетворение метапотребностей – метапатология (апатия, цинизм, отчуждение).

К. Роджерс. Феноменологический подход. Единственная реальность – субъективный мир переживания человека; центральное место – Я-концепция (включает Я-идеальное). Элементы, определяющие развитие Я-концепции: потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание (любят всегда). Угроза возникает, если противоречие между Я-концепцией и организмическими переживаниями. Защитные механизмы: искажения или отрицания восприятия (рационализация). К. Роджерс: психотерапия должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем самом как уникальной персоне(клиент центрированная терапия) психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиентом, пришедшим за советом. Психолог призван сосредоточиться не на проблеме, беспокоящей клиента, а на его личности с тем, чтобы пробудить в нем первичную потребность в самоактуализации.

Г. Олпорт. Диспозициональное направление. Личность – динамическая организация психофизических систем индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Все, что наблюдаемо – выражение личности. Теория черт. Черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Люди активно выискивают соц ситуации, которые способствуют проявлению черт. Черты личности более общи, чем привычки. Они являются движущим элементом поведения. Черта личности – моральное иди соц оценка. Если поступки не согласуются с данной чертой личности, то это не значит, что данная черта отсутствует. Черты – диспозиции: кардинальные (все поступки высвечивают эту черту), центральные (яркие хар-ки), вторичные. Проприум: принцип орг-ии всех индивидуальных ос-тей, самое главное качество, формирование самости, уникальности человеческого сущ-ва. 7 аспектов самости и стадии: телесная, самоидентичность(непрер-ть Я), самоуважение, расширение самости(Я охватывает аспекты соц и физич окр-я), образ себя, рациональное управление самим собой(применяется абстракция и логика для решения повседневных проблем), проприотивное стремление (целостное чувство Я, планирование перспективных целей – подростковый возраст) –самое главное. На последней стадии своего развития проприум осознает себя как уникальную способность чел-ка к самоосознанию и самопознанию. Оригинальная идея – функциональная автономия (2 вида – устойчивая Ф.А., связанная с НС; собственная Ф.А. характеризует приобретенные цен-ти, установки человека). Основная идея Ф-ой.Авт. – прошлое это прошлое. Важно не то, что было, а то, чем стало. Скряга, продолжающий жить скупо, после того как разбогател. Первоначальной причины уже нет, а поведение сохраняется. Механизм Ф.А. объясняет формирование личности. Зрелая личность: широкие границы Я (умение смотреть на себя со стороны), теплые, сердечные соц отношения; эмоциональная неозабоченность, реалистичное восприятие и притязание, чув-во юмора, цельная жизненная философия.

ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА.

Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч. “логос”-смысл). В отличие от Маслоу, Франкл считает, что человек свободен по отношению к своим потребностям и способен “выйти за пределы самого себя” в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу — таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения. При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать “равновесия” со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность, с которой индивид может справиться только благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям. Свобода—это способность изменить смысл ситуации “даже тогда, когда дальше идти некуда”. В отличие от других адептов гуманистической психологии, Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла. Быть человеком — значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов. Это означает не самоактуализацию, а самотpaнcцеденцию (от лат. “трансценденс”— выходящий за пределы). Именно благодаря ей, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ценностями, личность развивается. Франкл разработал специальную технику психотерапии ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т. и.), возникающих при столкновении с психологически трудной (или даже ощущаемой как непреодолимая) преградой. Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние “экзистенциального вакуума”, проявляющееся в виде чувства тоски, апатии и опустошенности.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Возникает на рубеже 50-60-х годов, в сложный период для науки, т.к. происходит крушение всего-всего. В физике – рушится ньютоновски - галелеевские принципы. В психологии нарастают недовольства. Претерпевают изменение лингвистики и т.д. возникают новые науки: нейронауки, компьютерные.

Переориентация на исследование когнитивных процессов казалась революцией. Но по сути своей она была контрреволюцией. Первой революцией была деятельность Павловцев юных (поведенческая революция – когда предмет психологии для объективизации оной, был назван только поведением). Но восприятие, память, мышление трансформировались под углом поведенческого направления. Восприятие – различение, память – научение, язык – вербальное поведение.

Контрреволюция вернула экспериментальную психологию сознание. Это был ответ на редукционизм поведенческой психологии.

Истоки когнитивной психологии.

1 источник – необихевиористы:

Ø Толмен. Он внес понятие промежуточное переменной, в качестве которой он рассматривает когнитивные процессы. Он вводит понятие когнитивных карт (не только у человека, но и у животных). Он вводит понятие цели (не только у человека, но и у животных).

Ø Субъективный бихевиоризм Миллера, Прибрама, Голлантер. Постулируют существование в организме опресредующих процессов (опосредующие реакцию организма на внешний стимул). Это 2 инстанции – образ (все накопленные когнитивные знания, т.е. картина мира, все знания, которыми мы обладаем) и план (знание инструкции, которыми мы руководствуемся при осуществлении операции - алгоритм). Другие существенные введения: (дискуссия между Толменом и Уотсоном – молярно ли поведение или молекулярно) они пытаются объединить позиции, предлагая синтетическую точку зрения. Т.е. поведение может быть рассмотрено на разных уровнях: 1. поверхностный, общий уровень – целостный акт под поведением (стратегия поведения), 2. может быть разложено на х и y. 3. четыре, а не 2 простые операции. 2 и 3 этапы – тактика достижения цели. Как целостный акт оно определяет стратегию, в деталях – тактику достижения цели.В качестве единицы поведения: test – operation - test – exist: проба – операция, проба – осуществление.

3 источник возникновения когнитивной психологии – гештальпсихология (поддерживала интерес к проблеме сознания в эпоху господства бихевиоризма). Главное – объекты исследования гештальтов – познавательные процессы.

4 источник:

· исследования Пиаже, который изучая детскую психологию, оценивает когнитивные компоненты психики – периодизация.

· Бартлет – исследование восприятия, мышления и т.д. Ввел понятие схемы в когнитивную психологию: форма организации нашего опыта - схема.

· Работа по восприятию Гибсонов (Джемс и Элеонора).

· Лурия, который поставил вопрос о рассмотрении мозга и сознания как некой единой системы. Он внес существенный вклад в трактовке параллелизма.

· Влияние за пределами психологии – развитие кибернетики, изобретение искусственного интеллекта, возникновении нового взгляда на мир в физике (кризис взгляда на объективный мир, кризис идеи противопоставление субъекта и объекта, независимости объекта от субъекта).

Все это послужило поводом для возобновления интереса к сознанию.

Родоначальники когнитивной психологи: Джордж Миллер (вместе с Брунером в 60 году создает при гарвардском университете центр когнитивных исследований), Уильрик Найсер (в 67 году выпускает «Когнитивную психологию»).

Критика когнитивной психологии – искусственность, лабораторность – нет представления, как протекает процесс познания в действительности.

Найсер, будучи основателем направления, стал одним из первых и самых ярких критиков.

Особенности когнитивной психологии:

1. метафорическая наука (как психоанализ) – использует модели (рабочая схема, которая в процессе исследования может уточняться, отвергаться и т.д.). В 17 веке являлось метафорой всего – часы и машины (Ламетри).

В 20 веке на роль метафоры претендует компьютер. Т.е. то же самое, и явный разрыв между реальностью и метафорой.

2. согласно модели теории и переработки информации процесс познания может быть разделен на некоторое количество этапов, на каждом из которых есть свой уникальный набор операций. Способность переработки информации имеет ограничения на 2 уровнях: на сенсорном уровне (количество информации, которая может быть воспринята) и когнитивном уровне (количество информации, которая может быть переработана). Во время обработки происходит модификация энергии (из физической в нервную), абстрагируется (из мозаичной становится более обобщенной и абстрактной), соотнесение с прошлым опытом.

Возрождение интереса к проблеме бессознательного – оно выступает как более эмоциональное и рациональное. Представители когнитивной психологии предпочитают говорить о неосознанном. Неосознанное на разных этапах. Сознательной переработки не может быть: процесс запускается и происходит на бессознательном уровне. Т.е. переработка идет бессознательно. Т. об., можно говорить, что процесс может идти бессознательность (быстрее и эффективнее) и сознательно.

Функциональная асимметрия.

Связь человека и животных: некоторые операции одинаковы, т.е. память и другие символические и когнитивные процессы более сложны, чем казалось раньше.

Оценка когнитивной психологии:

1) направления: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, решение задач, мышление, человеческий и искусственный интеллект.

2) Все черты психологической школы – лаборатории, журналы.

3) критика вне и изнутри: отсутствие единства в большинстве терминов (не могут договориться, где основные, а где частные, не основополагающие понятия)

4) нет эмоций, что мертвит

5) Найссер говорит, что недостаточная экологическая валидность, безразличие к проблемам культуры, когнитивные процессы исследуются как абстрактные.

6) редукционизм – машинная метафора, использование примитивных процессов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...