Тема 6 (41). Физиологические основы научения, памяти и мышления
Тема 6 (41). Физиологические основы научения, памяти и мышления Мотивация изучения темы. Процесс научения позволяет приобретать и разнообразить индивидуальный опыт в ходе онтогенеза. Память даёт возможность сохранения и воспроизведения информации и ранее накопленного опыта. Понимание принципов и механизмов научения, памяти и мышления необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело Конкретные цели и задачи: В результате изучения темы студенты должны:
- «знать» общие закономерности научения, нейрофизиологические механизмы краткосрочной и долговременной памяти; физиологические механизмы преобразования временных связей в процессе мышления. - «уметь» объяснять основные закономерности реализации научения и памяти, применять мышление в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. - «владеть» методами оценки памяти и мышления; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы Базой для изучения данной темы являются знания по строению центральной нервной системы и, в частности, коры полушарий большого мозга (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС»; «Врождённые и приобретённые формы поведения».
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: Вопросы для самоподготовки 1. Научение, его виды. 2. Характеристика пассивного (реактивного) научения. Разновидности: привыкание, сенсибилизация, импринтинг, условный рефлекс. 3. Активное (оперантное) научение: метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс, самораздражение. 4. Аддиктивное поведение, общие черты, виды. 5. Механизм формирования аддиктивного поведения. Система подкрепления. 6. Научение с помощью наблюдения: простое подражание и викарное научение. 7. Инсайт. Экстраполяционные рефлексы. 8. Память, ее виды и формы. Значение памяти в формировании целостных приспособительных реакций. 9. Процессы, лежащие в основе памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). 10. Современные представления о механизмах памяти (теории памяти). 11. Концепция активной памяти (Т. Н. Греченко). 12. Процедурная (имплицитная) и декларативная (эксплицитная) память. 13. Рабочая память. 14. Эхоическая и иконическая, кратковременная и долговременная, первичная, вторичная и третичная память. 15. Морфологический субстрат памяти. Множественность систем памяти: роль мозжечка, миндалины, гиппокампа, ретикулярной формации ствола мозга, таламуса, коры полушарий большого мозга (лобной, височной). 16. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление.
Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание) 1. Дать классификацию научения по критерию активности организма в ходе научения и по степени участия в научении организма как целого. 2. Составить таблицу, отражающую множественность систем памяти, с указанием функционального значения отдельных структурных образований мозга в процессах и механизмах памяти.
3. Классифицировать память по видам и формам. 4. Перечислить теории памяти. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию 1. Чем отличается динамика развития привыкания от сенсибилизации? 2. Назовите формы проявления импринтинга. 3. В чем проявляется сексуальная аддикция? 4. Что такое алиментарная аддикция, каков механизм ее формирования? 5. Что такое кибераддикция? Назовите психологические и физические симптомы ее проявления. 6. В чем проявляется зависимость от работы и игры? 7. Чем отличается классический условный рефлекс от инструментального? 8. В чем суть теории кратковременной памяти А. А. Пирогова? 9. В чем заключается молекулярная гипотеза памяти? 10. В чем заключается голографическая теория памяти? 11. Назовите причины забывания. 12. Что такое интерференция? 13. В чем состоит роль гиппокампа в механизмах памяти? 14. Какие структуры мозга, участвующие в формировании памяти, относятся к неспецифическому (общемозговому) уровню? 15. Какие структуры мозга, участвующие в формировании памяти, относятся к модально-специфическому (региональному) уровню? 16. Что называется консолидацией памяти? 17. Что такое ретроградная и антероградная амнезия? 18. Какова связь типа мышления с функциями правого и левого полушарий мозга? Этапы проведения практического занятия:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|