Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6 (41). Физиологические основы научения, памяти и мышления




Тема 6 (41). Физиологические основы научения, памяти и мышления

Мотивация изучения темы. Процесс научения позволяет приобретать и разнообразить индивидуальный опыт в ходе онтогенеза. Память даёт возможность сохранения и воспроизведения информации и ранее накопленного опыта. Понимание принципов и механизмов научения, памяти и мышления необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» общие закономерности научения, нейрофизиологические механизмы краткосрочной и долговременной памяти; физиологические механизмы преобразования временных связей в процессе мышления.

  - «уметь» объяснять основные закономерности реализации научения и памяти, применять мышление в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.  

  - «владеть» методами оценки памяти и мышления; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения данной темы являются знания по строению центральной нервной системы и, в частности, коры полушарий большого мозга (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС»; «Врождённые и приобретённые формы поведения».

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Научение, его виды.

2. Характеристика пассивного (реактивного) научения. Разновидности: привыкание, сенсибилизация, импринтинг, условный рефлекс.

3. Активное (оперантное) научение: метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс, самораздражение.

4. Аддиктивное поведение, общие черты, виды.

5. Механизм формирования аддиктивного поведения. Система подкрепления.

6. Научение с помощью наблюдения: простое подражание и викарное научение.

7. Инсайт. Экстраполяционные рефлексы.

8. Память, ее виды и формы. Значение памяти в формировании целостных приспособительных реакций.

9. Процессы, лежащие в основе памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание).

10. Современные представления о механизмах памяти (теории памяти).

11. Концепция активной памяти (Т. Н. Греченко).

12. Процедурная (имплицитная) и декларативная (эксплицитная) память.

13. Рабочая память.

14. Эхоическая и иконическая, кратковременная и долговременная, первичная, вторичная и третичная память.

15. Морфологический субстрат па­мяти. Множественность систем памяти: роль мозжечка, миндалины, гиппокампа, ретикулярной формации ствола мозга, таламуса, коры полушарий большого мозга (лобной, височной).

16. Мышление. Этапы его развития. Образное и абстрактное мышление.

 

 Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Дать классификацию научения по критерию активности организма в ходе научения и по степени участия в научении организма как целого.

2. Составить таблицу, отражающую множественность систем памяти, с указанием функционального значения отдельных структурных образований мозга в процессах и механизмах памяти.

3. Классифицировать память по видам и формам.

4. Перечислить теории памяти.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Чем отличается динамика развития привыкания от сенсибилизации?

2. Назовите формы проявления импринтинга.

3. В чем проявляется сексуальная аддикция?

4. Что такое алиментарная аддикция, каков механизм ее формирования?

5. Что такое кибераддикция? Назовите психологические и физические симптомы ее проявления.

6. В чем проявляется зависимость от работы и игры?

7. Чем отличается классический условный рефлекс от инструментального?

8. В чем суть теории кратковременной памяти А. А. Пирогова?

9. В чем заключается молекулярная гипотеза памяти?

10. В чем заключается голографическая теория памяти?

11. Назовите причины забывания.

12. Что такое интерференция?

13. В чем состоит роль гиппокампа в механизмах памяти?

14. Какие структуры мозга, участвующие в формировании памяти, относятся к неспецифическому (общемозговому) уровню?

15. Какие структуры мозга, участвующие в формировании памяти, относятся к модально-специфическому (региональному) уровню?

16. Что называется консолидацией памяти?

17. Что такое ретроградная и антероградная амнезия?

18. Какова связь типа мышления с функциями правого и левого полушарий мозга?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
51. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
52. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

II. Основная часть занятия

80-95 %
53. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
54. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
55. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
56. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
57. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
58. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
59. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
60. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...