Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при определении доминирующих инстинктов и выработке условных рефлексов; решение ситуационных задач.
Задание 1. Выявление доминирующего инстинкта Программа действия: Ознакомьтесь с вопросами и отметьте знаком «+» наиболее близкие вам и волнующие вас проблемы и утверждения. Время работы 15 мин. Ориентировочные основы действия: Подсчитайте сумму балов («+» - 1 балл) по каждому из ведущих инстинктов. К инстинкту №1 (самосохранения) относятся положительные ответы на вопросы № 1, 8, 15, 22, 29; №2 (продолжения рода): 2, 9, 16, 23, 30. №3 (альтруистический): 3, 10, 17, 24, 31. №4 (исследовательский): 4, 11, 18, 25, 32. №5 (доминирования): 5, 12, 19, 26, 33. №6 (свободы): 6, 13, 20, 27, 34. №7 (сохранения достоинства): 7, 14, 21, 28, 35. Оценка результатов: наибольшая сумма баллов, по одному из 7 ведущих инстинктов, укажет на доминирующий инстинкт, а значит и на типовую принадлежность исследуемого. Если равным количеством баллов окажутся отмеченными два инстинкта, речь пойдет о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим инстинктом и некий другой инстинкт наберет достаточно высокий балл, можно также говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя и не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Чрезвычайно информативно отсутствие баллов по инстинктам альтруизма, самосохранения (аутоагрессивность) и продолжения рода (эгоцентричность, дошедшая до предела), равно как и по инстинктам свободы и сохранения достоинства.
В вопроснике идет речь о тенденциях, а не об их реализации. Исследуемый говорит: «Я таким хочу быть, так хочу жить», а не «Я такой и так живу». И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он «кровоточит» и из неосознаваемого еще сильнее влияет на выбор. Ассоциативные тесты. Объект: человек. Программа действия: Отберите наиболее близкие и значимые для Вас символы: 1) Тест «цифры»: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9. 2) Тест «деревья»: тополь, сосна, яблоня, клен, бук, каштан, дуб. 3) Тест «круги и стрелы». 4) Тест «фигуры». Ориентировочные основы действия: Символы во всех 4 ассоциативных тестах располагаются по порядковым номерам инстинктов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. В тестах 3) и 4) этот порядок слева на право, сверху вниз, то есть следующий: Доминирующий инстинкт в итоге определяется по 5 позициям (5-я позиция – результат исследования по вопроснику, работа №1).
Задание 2. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок Программа действия: 1. Испытуемый сидит таким образом, чтобы он не видел раздражителей. 2. Убедиться, что звук звонка не вызывает мигательного рефлекса, т. е. является индифферентным раздражителем. Выработать условный рефлекс на звонок: включить звонок и одновременно направить струю воздуха (безусловный раздражитель) на поверхность наружных оболочек глаза (роговицу, склеру). Повторить 7-10 раз сочетание раздражений с интервалом 20-30 сек. Ориентировочные основы действия: Условный мигательный рефлекс считается выработанным, если звук звонка (условный раздражитель) вызывает мигательный рефлекс.
Задание 3. Выработка и угасание условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово " звонок" Программа действия: 1. Испытуемый садится лицом к окну, экспериментатор напротив него. 2. Испытуемый закрывает один глаз рукой. 3. Экспериментатор, закрывая испытуемому другой глаз, убеждается в наличии зрачкового рефлекса. 4. Убедиться, что звук звонка не вызывает зрачкового рефлекса, т. е. является индифферентным раздражителем. 5. Выработать условный рефлекс на звонок: повторить 7-10 раз сочетание раздражений с интервалом 20-30 сек. Через 7-10 сочетаний, включая звонок, не затемняют глаза. Если, несмотря на яркое освещение глаза светом, зрачок расширяется, то условный рефлекс образовался. Следовательно, звонок стал условным раздражителем. 6. Укрепляют выработанный условный рефлекс, повторяя сочетание раздражителей еще несколько раз. 7. Затем вместо включения звонка громко произносят слово " звонок", но не затемняют глаза. Обычно при этом наблюдается расширение зрачка. 8. Для угасания условного вегетативного зрачкового рефлекса звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем – затемнением. Ориентировочные основы действия: У различных исследуемых условный рефлекс на звонок угасает через различное число изолированных действий условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса внутреннего торможения. Полученные результаты занесите в таблицу:
Отметьте, после какого числа сочетаний раздражителя с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс, а также условия его угасания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|