Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при определении механической и смысловой памяти, определение трудоголизма; решение ситуационных задач.
Задание 1. Методика " Определение степени " трудоголизма" Методика (тест) направлена на выявление степени " трудоголизма", т. е. потребности в работе, становящейся манией. Программа действия: Ответьте на предложенные вам вопросы. При утвердительном ответе ставьте в бланке для ответов знак «+», при отрицательном – знак «-». Текст опросника 1. Берете ли вы с собой работу домой или на время отпуска? 2. Часто ли вы думаете о работе, например, когда не можете заснуть? 3. Быстро ли вы работаете? 4. Избегаете ли вы в разговорах упоминания о том, как много вы работаете? 5. Испытываете ли вы непреодолимое желание не отрываться от начатой работы и работать до тех пор, пока хватит сил? 6. Используете ли вы какие-то оправдания для объяснения своей склонности работать без меры? 7. Склонны ли вы оценивать окружающих по их трудовому вкладу? 8. Пытаетесь ли вы время от времени заставить себя не работать? 9. Есть ли у вас склонность к раскаянию и постоянному чувству вины перед близкими из-за своей загруженности работой? 10. Пытались ли вы перейти работать туда, где режим работы жестко регламентируется? 11. Подстраиваете ли вы весь образ своей жизни под нужды работы?
12. Заметили ли вы, что теряете интерес к знакомым, не связанным с вашей работой? 13. Испытываете ли вы жалость к самому себе в связи с чрезмерной загруженностью работой? 14. Замечаете ли вы за собой стремление «запастись» работой? 15. Часто ли вы работаете вечерами? 16. Случалось ли вам иногда работать непрерывно, буквально днем и ночью? Ориентировочные основы действия: Подсчитывается количество положительных ответов, данных испытуемым. Если опрашиваемый дал пять положительных ответов, то он уже поражен «работоголизмом» Положительные ответы на десять и более вопросов свидетельствуют, что человек явно стал жертвой «работоголизма».
Задание 2. Определение объема памяти Инструкция: " Вам будет зачитан ряд чисел, которые нужно запомнить. После команды «записывайте» Вы должны записать запомнившиеся числа. Затем будет зачитан следующий ряд чисел и т. д. Числа записывать в указанном порядке". Неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа считают ошибкой, пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно воспроизводится ряд из 5 чисел. Это число удержания близко к числу Мюллера - 7±2 структурные единицы. Задание 3. Исследования памяти по методу А. Р. Лурия (10 слов) Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет». Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики. В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). При оценке опыта следует обратить внимание не столько на абсолютное количество в памяти слов, сколько на соотношение результатов первого и последующих повторений, которые отмечаются в протоколе:
По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д. Т. е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на этих числах. Повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими заболеваниями мозга. «Кривая запоминания» может указывать на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|