Задание 4. Выработка условного двигательного рефлекса при словесном подкреплении
Задание 4. Выработка условного двигательного рефлекса при словесном подкреплении Программа действия: 1. Испытуемым дается словесная инструкция: " По команде " раз" поднять правую руку". Команда " раз" сочетается с подъемом правой руки экспериментатора (условный раздражитель) и является словесным подкреплением. 2. Повторить 6-8 раз с интервалом 10-20 сек. сочетание условного раздражителя (подъем правой руки) с командой " раз". 3. На 7-9 пробе экспериментатор предъявляет лишь условный раздражитель (подъем правой руки). Подсчитывают количество испытуемых с выработавшимся условным двигательным рефлексом. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время Тестовый контроль 1. Выберите основные характеристики безусловных рефлексов: 1) врождённые; 2) приобретённые; 3) индивидуальные; 4) видовые; 5) постоянные. 2. Какой рефлекс относится к натуральным условным рефлексам? 1) рефлекс слюноотделения при приёме пиши; 2) рефлекс слюноотделения на вид пищи; 3) рефлекс слюноотделения на звуковой сигнал. 3. Какой очаг возбуждения оказывается доминантным при выработке условного рефлекса? 1) на условный раздражитель; 2) на безусловный раздражитель. 4. Какой условный рефлекс называется рефлексом I порядка? 1) выработанный на базе условного рефлекса; 2) выработанный на базе безусловного рефлекса. 5. Какие рефлексы относятся к ролевым (зоосоциальным)? 1)пищевые; 2) половые; 3)оборонительные; 4) исследовательские; 5) родительские. 6. Укажите правила выработки условных рефлексов: 1) обязательное подкрепление безусловным раздражителем; 2) условный раздражитель сильнее безусловного; 3)безусловный раздражитель сильнее условного;
4) условный раздражитель предшествует безусловному; 5) безусловный раздражитель предшествует условному; 6) отсутствие посторонних раздражителей. 7. Основные характеристики условных рефлексов: 1) видовые; 2) индивидуальные; 3) врожденные; 4) приобретённые; 5) постоянные; 6) непостоянные; 7) вызываются с любого рецептивного поля; 8) осуществляются при участии коры больших полушарий. 8. Какой этап поведения обеспечивается драйв-рефлексами? 1) подготовительный; 2) завершающий; 3) промежуточный. 9. Какие рефлексы относятся к витальным? 1) пищевые; 2) половые; 3) оборонительные; 4) исследовательские; 5) родительские. 10. Какие ученые исследовали механизмы формирования временных связей? 1) И. М. Сеченов; 2) П. К. Анохин; 3) И. С. Бериташвили; 4) И. П. Павлов; 5) Г. И. Косицкий Ситуационные задачи 1. На движущемся конвейере лежат одинаковые детали – металлические шарики, некоторые из которых имеют отклонения от стандарта (при этом меняется отражающая способность поверхности) и поэтому подлежат браковке. Одна из фирм использовала в качестве контролеров голубей, которые клевали бракованные детали, в результате последние падали в специальные ящики. Нормальные шарики птицы не трогали. Эффективность браковки оказалась очень высокой. Почему были выбраны именно голуби, и в чем заключалось их обучение? 2. В лабораторию для исследования условных рефлексов привели двух собак, одна из которых перед началом эксперимента выпила много воды. Началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально, но некоторое время у собаки, пившей воду, они исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов? 3. Известно, что условный рефлекс можно выработать на действие любого индифферентного раздражителя. Но однажды в лаборатории И. П. Павлова не удавалось образовать у одной собаки условный рефлекс на определенный раздражитель – бульканье воды. На все другие раздражители условные рефлексы вырабатывались нормально. Объясните этот необычный результат.
4. Известно, что сила условного раздражителя должна быть меньше, чем безусловного, в противном случае условный рефлекс выработать не удается. Поэтому считалось, что на очень сильное болевое раздражение выработать пищевой условный рефлекс невозможно. Однако в опытах Ерофеевой в лаборатории П. П. Павлова такой условный рефлекс образовать удалось. При действии сильного тока собака, сначала дававшая на это сильную оборонительную реакцию (кричала, пыталась убежать), теперь облизывалась, выделяя слюну, и виляла хвостом. Как удалось добиться этого? Оснащение практического занятия Наглядные пособия: Таблицы Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер) Учебный видеофильм «безусловные и условные рефлексы» Литература: а) основная 1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с. б) дополнительная 1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с. 3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 4. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005. 5. Маркина Л. Д. Кортико-висцеральные взаимоотношения: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с. 6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М. А. Островского, А. Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с. 7. Шульговский В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник. М.: Академия, 2003. 462с. 8. Маркина Л. Д. Физиология высшей нервной деятельности: учебно-методическое пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2003. 192с. Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|